Пенсионный советник

Мой взгляд на образование в России и в США

И.М. 19.08.2008, 19:50

Конечно же, нет готового рецепта для решения Российской проблемы образования - слишком много различных факторов. Однако, есть очевидный факт: система хорошего образования невозможна в бедной стране.

Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Долго преподавал в США: итак, сравниваю две системы». — ред.

Грубо говоря, хорошие препы и хорошие научники предпочтут свалить туда, где им достойно платят, и где хорошее оборудование и уровень технологий для передовых экспериментов. На одних патриотах образование и науку не поднимешь. Наш ВВП на душу населения в 4 раза меньше США и Германии, плюс абсолютно устаревшая инфраструктура, для восстановления которой на современный уровень требуются колоссальные инвестиции.

Как в такой «бедноте» совершить рывок на уровень монстров?

Такой рывок возможен только за счет полной мобилизации ВСЕХ ресурсов страны на выполнение определенных задач, а-ля стиля Сталина.

Но в таком рывке происходит такой перекос экономики, что через какое-то время все закончится кризисом. Уже осуждалось, что наши инженеры умницы, а технологии кривые. Почему? Да именно потому: «а-ля Сталин» рывок дал качественное образование и науку, а недоразвитие экономо-промышленных отношений не позволило в итоге воплотить образовательный потенциал в развитые технологии.

Впрочем, не буду лезть в заумные теоретические построения, почему и отчего что-то не работает. Взяться за клавиатуру меня заставили многочисленные натяжки Константина, автора статьи «Долго преподавал в США: итак, сравниваю две системы».

Чтобы не быть голословным, заявляю, что сам получал Ph.D. в Штатах, работал там, дети ходили и в садик, и в начальную школу в Штатах.

Прожил я там 10 лет, а 3 года назад вернулся обратно в Россию, ибо я скорее патриот, чем космополит.

Мой опыт многожды меньше опыта автора, но логические неувязки смогу заметить.

«В любой американской школе, слабой или сильной, можно валять дурака и учится кое-как, а можно брать дополнительные или усиленные классы практически по всем предметам.». Эти самые дополнительные или усиленные классы, которые богатая Америка может дать за бесплатно, россияне берут за счет репетиторства.

То есть не в системе образования дело, а в деньгах.

Попечительский Совет американской школы имеет муниципальный и федеральный бюджет, исходя из которого танцует, сколько и каких усиленных классов может дать эта школа. Минимальный набор классов закреплен федеральными и местными законами, а максимум ограничен лишь местными налогами.

У нас в Черноголовке некоторые нанимают детям в старших класах по 5 репетиторов, чтобы дите получило хорошее образование.

Были бы у всех сравнимые капиталы, чтобы все могли нанять этих 5 репетиторов - проще было бы организовать допклассы в школе, чем по отдельности. Но деньги мало у кого есть.

«…отбор идёт исключительно по оценкам и результатам тестов, которые практически невозможно сфабриковать. Отборочная коммиссия не знает и НЕ ИМЕЕТ ПРАВА знать доход родителей абитуриента!».

Вы ведь в курсе, что приемная комиссия принимает многожды больше народу, чем реально придет учиться? Кто-то из всех предложений выберет не этот университет, а другой, а кто-то просто не может себе позволить этот университет, ибо плата за обучение неподъемная для родителей. Вы хоть фильмы-то смотрите молодежные, где выпускники обсуждают, кто куда поедет и по каким причинам?

Так вот выходцы из небогатых семей чаще всего выбирают локальный университет.

Ибо при этом чаще всего есть резидентские скидки, есть помощь близких родителей, есть местные фонды для поддержки местных талантов.

Я рад за вашу дочь и детей ваших знакомых, что ваш уровень достатка позволяет не заморачиваться вопросами оплаты за обучение даже в Ivy League, но для большинства американцев слабо заслать незвезду в топ-20. Кстати, поправьте меня, но наверняка ваша дочь училась в вашем же или в университете супруги, ибо профессорам даются огромные скидки на обучение детей в своем университете. Поэтому приемной комиссии и не надо знать про доход родителей абитуриента – эта неопределенность статистически заложена в разницу принятых абитуриентов и реальных мест.

«Если допустим считать элитными университеты, которые по рейтингу входят в сотню лучших мировых университетов…».

Вам уже правильно указали, все зависит от параметров отбора, составляющих рейтинг.

Если в параметры входит количество публикаций или количество грантов на исследования – ни один советский или русский университет не войдут. При моем любимом физтехе нет никаких исследовательских лабораторий – все делают диплом на базах в НИИ. Вы нигде не встретите публикации из МФТИ – ибо публикации студентов и аспирантов МФТИ идут через ИФТТ, ИОФ, и т.д. и т.п. МФТИ отсутствует в топ-100 мирового рейтинга по физике? Неважнецки составленный рейтинг, что ж тут сказать.

«В каждой школе есть несколько советников (т.н. advisers), единственная задача которых помочь школьникам соориентироваться и выбрать нужные дополнительные предметы.».

Это не вопрос системы образования, это вопрос денег.

У нас в Черноголовке садикам стали давать больше денег – и вдруг при садиках появились логопеды, психологи, вполне приличного уровня.

Я с ними регулярно советуюсь и наблюдаю их деятельность. В школах же даже преподавателей не хватает, так что действительно не до эдвайзеров. Пока.

«Могу утверждать, что средний американский аспирант 2-го или 3-го года обучения гораздо профессионально сильнее среднего советского аспиранта (про современных не могу судить, но боюсь, что ситуация стала только хуже).».

Тут вы правы. Но есть логическая неувязка. Средний американский аспирант – это лучшие выпускники Китая, Индии, России, и т.д., которые настолько нужны Штатам, что Штаты за них оплачивают и обучение, и даже стипендию платят. Особенно если вы преподаете в хорошем университете – то конечно же наблюдаете аспирантов МИРОВОГО уровня.

В СССР и сейчас в России это всего лишь аспиранты МЕСТНОГО уровня.

Иногда есть звезды и на местном уровне, но в среднем МИРОВОЙ аспирант сильнее МЕСТНОГО аспиранта, не так ли?

Меня всегда колбасило, когда к нам в лабораторию приезжали военные США за отчетом по какой-нибудь программе DARPA, а аудиторией аспирантов были исключительно «понаехавшие» неамериканцы. Что у нас, что в соседней лаборатории, было по одному американцу-аспиранту, которые втыкались во все программы и презентовались по любой теме, чтоб хоть как-то сгладить эту неловкость общения военных США с неамериканской тусней. Хи-хи.

«В США много специальных образовательных программ, и частных, и государственных именно помогающие людям сменить профессию и приспособиться к изменяющимся экономическим условиям и требованиям рынка труда.».

Правильно, но опять-таки это вопрос денег, а не системы.

В США и пенсии хорошие, и медобслуживание малоимущих неплохое, и вся социалка очень приличная. Я думаю, нам бы сравнимый с США ВВП – у нас бы тоже и пенсионерам, и инвалидам было бы неплохо. В том числе и социальные программы по переобучению людей.

Вроде бы все важное отметил. Всем удачи!