Родину спасет не ЕГЭ

Вадим Аванесов, доктор педагогических наук, профессор, гл. редактор журнала «Педагогические Измерения» 25.06.2008, 17:55

Недавний демарш Госдумы РФ, потребовавший, наконец, отчеты от Министерства образования и науки по результатам восьмилетнего незаконного экспериментирования на детях, весьма показателен.

Мы публикуем отклик на статью «ЕГЭ спасает родину». — ред.

Уже не один раз писалось, что ЕГЭ необъективный, некачественный, несправедливый, неэффективный, тотально принудительный, а значит и негуманный метод, ошибочно называемый к тому же «тестом». В своем нынешнем виде ЕГЭ обречен на неудачу. Он может не дожить даже до 2009 года.

На ЕГЭ полезно посмотреть как на государственный показатель, который в случае его абсолютизации приобретает недостаток, который в науке называется реификацией (овеществлением) показателя. Вспомните, что во времена СССР трубы оценивались не по длине, а в тоннах, а потому их толщина имела преимущественно положительную погрешность, и в этом был «законный» интерес производителя работать на тонны, а не на метры. Количество выпускавшихся товаров не соответствовало их качеству - и это тоже была реификация некачественных госплановских показателей.

Вся страна работала не столько на суть дела, сколько на некачественные показатели. Результат известен.

В вопросах ЕГЭ Правительство наступает на те же грабли реификации. Если от некачественного показателя зависит решение жизненных вопросов, то дети и родители начинают думать не о получении знаний, в подлинном смысле этого слова, а о получении высоких баллов по некачественному показателю. А потому пошел процесс массовой реификации баллов ЕГЭ.
Большинство учащихся стремится теперь изучать не науки, а получать нужные баллы по тем разделам наук, которые представлены в ЕГЭ. А это лишь небольшая часть предлагаемых в школе знаний.

В этом суть реификации баллов ЕГЭ и вред образованию страны, как следствие ущербной образовательной политики.

Трудно поверить, что министерские чиновники не видят этой проблемы. Скорее, это следствие давления на них свыше. И если всё, что написала Варвара Петренко в своей статье «ЕГЭ спасает родину» является правдой, то это означает, что в вопросах ЕГЭ Министерство образования и науки потеряло реальные ориентиры и встало на путь «твёрдого», как написано в статье, противоборства со всеми, кто предлагает хоть какие-то альтернативы некачественному ЕГЭ.

Бороться приходится теперь уже с гражданами страны - а это опытные управленцы, как показано в статье, учителя школ, родители и преподаватели вузов, ученые и даже дети, которые требуют отмены некачественного ЕГЭ или его замены другими формами контроля знаний.

Сбор многих тысяч подписей в Кемеровской области для организации судебного процесса против организаторов ЕГЭ - новый факт, открывающий очередную печальную страницу недолгой истории ЕГЭ.

Поразительна мысль министра о том, что ЕГЭ позволяет хоть минимально поддерживать уровень образования в России, и что уже со следующего года ни одно высшее учебное заведение страны не будет вправе принять абитуриента, не предоставившего сертификат с результатами ЕГЭ.

Это можно понять так, что в министерстве не видят других путей подъема качества образования в стране, кроме продолжения некачественного ЕГЭ. А это - самый грустный вывод, который можно было бы сделать. К счастью, это мнение глубоко ошибочное.

Правда заключается в том, что надо отцепиться от химеры ЕГЭ.

Надо строить новые школы и детсады, платить учителям и преподавателям вузов хорошую зарплату за качественную работу, выпускать качественные учебники и новые образовательные электронные издания.

Надо не увеличивать, а уменьшать наполняемость учебных классов, вводить системы автоматизированного мониторинга знаний в школах и вузах, открывать ПТУ по новым и существующим профессиям, на привлекательных для молодежи условиях, открыть кружки технического творчества молодежи и сделать многое из того, чем было сильной стороной традиционного российского и советского образования.

В общем, надо нормально работать, а не прокручивать деньги ЕГЭ.

Можно предположить, что возникшая вокруг ЕГЭ борьба мнений абсолютно не нужна ни стране, ни обновлённой верховной власти, от имени которой по-прежнему проявляется упомянутая в статье иррациональная «твёрдость» в вопросах продолжения ЕГЭ. Эта борьба вредна, и победителей не будет. А потому ее надо скорее прекратить, а ЕГЭ закрыть. И это придется сделать, рано или поздно, вопреки желанию тех, кто хочет и дальше бороться на площадке ЕГЭ.

Ставка Правительства на применение ЕГЭ похожа на стремление разработать плохой костыль для хромающего образования. Если в министерстве считают, что такой костыль помогает удержать нынешнее образование от падения, то народные деньги надо всё-таки тратить не на костыль, а на излечение заболевшего образования страны. А потому Родину спасет не ЕГЭ, а новая образовательная политика и качественное образование.