Пенсионный советник

Вот какой он, успешный учитель

Елена Снопова 27.05.2008, 13:24

На войну идет сам учитель. Это он берет на себя право говорить «Это так, потому что это так», прекрасно понимая, что аргументации не хватает. Это он боится сказать «Я не знаю» и вместо этого говорит «Ты не понимаешь, возьми книгу и почитай». Унижение ученика идет от закомплексованности педагога. Страх потерять авторитет - вот корень многих школьных бед.

Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Кто объявил войну между учениками и учителями». — ред.

А дети сразу чувствуют фальшь. Они мгновенно понимают, любят их искренне или только притворяются. Дети, как в «Повелителе мух», жестоки и иногда деспотичны. Они еще не способны на компромисс, и они не просчитывают шаг вперед. Они проверяют нас на «вшивость» и ищут наши слабые места. И если мы будем пытаться их скрывать - они будут бить именно по больному.

Что такое успешный учитель - учитель, у которого никогда не было войны на уроке?

Это не солдафон, не генерал перед солдатами, не робот. Это самый обычный человек.

С его слабостями и незнанием, которые он не боится скрыть. Но при этом внутренне собранный и контролирующий себя. Не позволяющий снимать на уроке туфли или есть при учениках. Не дающий волю эмоциям и не высказывающий необоснованных претензий. Это человек, который не встает на одну ступень с учениками, нет. Он всегда чуть-чуть выше, чуть-чуть умнее, чем они.

Он говорит с ними на одном языке. Он не называет интернет интернатом. И если его спрашивают не по теме, никогда не отказывается ответить. Может, не на уроке, потом. Но о вопросах не забывает.

Хороший учитель никогда не скажет ученику «Я докажу ему, что он ничего не знает по моему предмету».

Он никогда не осмелится погасить интерес к своему предмету. Он всегда будет помнить, что двойка ученика - это его двойка. Он всегда будет интересен ученикам. Чем угодно - знанием предмета, эрудицией, талантами, манерами. Что-то должно гореть внутри этого человека - к чему будут тянуться.

Хороший учитель никогда не повысит голос на уроке. Никогда.

Строгость должна быть, но она должна быть обоснованной. Тогда - ее примут. Успешный учитель не будет ставить хорошие отметки просто так. Их обязательно надо заслужить. Только тогда у ученика будет удовлетворение своим ответом и появится мотивация достичь этого еще и еще.

Ирония - это еще один из ключей к успешности учителя.

Не сарказм, переходящий часто в унижение ученика, а легкая ирония, вызывающая улыбку. И самоирония, безусловно. При оговорке, при нелепо построенной собственной фразе. Чувство такта и готовность помочь - тоже в копилку тому, кто хочет, чтобы его уважали.

Учитель, у которого не будет на уроке войны, всегда объяснит, почему он делает замечание.

Объяснит аргументировано. Если нельзя подсматривать в книгу - почему нельзя. Он скажет - потому что у нас технологический процесс. И я отвечаю за качество выпускаемого продукта. Малейшее нарушение технологии - и качество будет ниже. Вы же не хотите ездить на некачественном транспорте. Вас не устроит самолет с нарушением технологии. Я тоже не хочу нарушать технологию. Вы не хотите оперироваться у хирурга-троечника. Меня тоже не устраивает ваш троечный ответ.

Учитель никогда не забудет периодически напоминать про права и обязанности.

И учеников, и свои. Просто - напоминать. Иначе какое-то из этих понятий будет преобладать. Права ребенка и обязанности учителя. Так, как часто ученикам говорят в семье. «Она не имела права». Да, иногда и не имела. Но у учеников есть обязанность учиться. И родители, забирающие ребенка за неделю до начала каникул или оставляющие его дома по малейшему поводу, тоже должны понимать, что нарушают ПРАВО ребенка на образование. В некоторых странах, например, в Германии, за это полагается штраф.

Во многих странах использование мобильных телефонов на занятиях в школах запрещено федеральными законами. Мы не имеем право отбирать телефон. Но мы имеем право ставить ребенку оценку за работу на уроке.

Не надо бояться пользоваться своими правами. Надо ставить два.

Наши оценки - это оценки не только знаниям, но и прилежанию на уроках. Оценка - механизм, и довольно действенный, и надо не бояться им пользоваться.

И самое главное.

Не надо заискивать с родителями. Никогда.

Это не значит, что надо говорить им все только плохое. Но если проблема есть , ее можно решить только совместно. И не надо перекладывать ее решение на родителей.

Вопрос должен стоять только так: что мы ВМЕСТЕ можем сделать?