Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Депутаты ощутили школьную перегрузку

Марина Лемуткина 09.04.2007, 11:41

Запредельная нагрузка на российских школьников будет уменьшена, пообещало Минобрнауки на круглом столе в Госдуме. Правда, произойдет это не раньше чем через полтора года, с принятием новых образовательных стандартов. Пока же в школьную программу продолжат добавлять новые предметы.

В четверг в Государственной думе прошел круглый стол, посвященный уровню учебной нагрузки школьников. Как заявили участники мероприятия, нагрузка в школах является запредельной — и ситуацию не улучшил даже переход к пятидневной учебной неделе.

В младших классах суммарная нагрузка школьника вместе с домашней работой доходит до 10–12 часов в день, в старших — до 16 часов и выше, констатировал член думского комитета по охране здоровья Михаил Рокицкий.

Частично перегрузка российских детей связана с тем, что, в отличие от большинства стран Западной Европы и США, они учатся в школе не 12, а 11 лет, считают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН). За время учебы американские школьники получают 14,5 тыс. уроков, европейские – 12,8 тыс., а российские – 10,4 тыс. Таким образом, ежедневная нагрузка российских и американских детей школьного возраста несопоставима, считают исследователи.

Именно чрезмерная нагрузка в сочетании с гиподинамией являются главными неблагоприятными факторами школьной среды, заявил директор НИИ Владислав Кучма.

По его данным, 100% российских школьников имеют хронический дефицит сна, до 65% подвержены невротизму.

В профильных классах, введенных как раз для уменьшения учебной нагрузки, ситуация, как оказалось, еще хуже. Частота случаев сильного утомления среди девяти- и одиннадцатиклассников в них составляет, по данным Кучмы, до 30%, а среди десятиклассников превышает 40%. Здоровых детей среди выпускников школ почти не осталось.

Существенное превышение учебной нагрузки в большинстве школ выявил мониторинг, проводимый Институтом возрастной физиологии Российской академии образования (РАО). При этом с каждым годом ситуация ухудшается, так как в школьную программу вводятся все новые предметы: иностранный язык со второго класса, информатика. Теперь начались разговоры об обязательном обучении второго иностранного языка, отметил президент РАО Николай Никандров. «Родители не могут определиться, что для них важнее — успешность или здоровье детей», — подчеркнул он.

А тем временем любое увеличение школьной нагрузки существенно меняет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым увеличивая ежедневное утомление школьников и снижая их адаптивные возможности, свидетельствуют исследования.

Правда, частично новые предметы вводятся за счет сокращения программы старых. Уже сейчас в младших классах количество уроков обучения грамоте сократилось вдвое в пользу относительно новых предметов ОБЖ (основы безопасной жизнедеятельности) и МХК (мировая художественная культура). Особенно много новых предметов в школьных программах появляется на местах, включая такие экзотические, как пчеловодство, дополнил картину зампред думского комитета по образованию Алексей Чернышов.

Но все равно в среднем вместо положенных четырех часов в день первоклассники занимаются по семь, а второклассники — по восемь часов, отметила директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.

По ее мнению, даже положенный уровень нагрузок велик для детей школьного возраста. «Главный вопрос не только в том, соответствует ли нагрузка на детей нормативу, но и соответствует ли сам норматив возможностям ребенка!» – подчеркнула она. Реально же установившийся уровень нагрузки на сердечно-сосудистую систему первоклашек сопоставим с нагрузками космонавтов в космосе, считает она.

В Минобрнауки признают, что сложившаяся ситуация далека от нормальной.

Снижение нагрузки школьников было включено в министерский перечень приоритетов развития системы образования еще в декабре 2004 года, однако ситуация с тех пор изменилась только к худшему.

Пока в министерстве могут предложить родителям лишь жаловаться в надзорные органы на превышение допустимой нагрузки детей. Причем не в Минобрнауки, а в Санэпиднадзор, в чьем ведении находится этот вопрос, подчеркнула начальник отдела стандартов и программ общего образования Минобрнауки Ирина Тараданова.

Радикального изменения к лучшему можно будет ждать только с принятием нового стандарта школьного образования (оно намечено на вторую половину 2008 года).

Тогда, обещают чиновники, введение здоровьесберегающих технологий и переход от концентрической системы обучения в школе к линейной (то есть отказ от возврата в 10–11-х классах к пройденному ранее) позволят снизить нагрузку детей.

Однако сделать это будет нелегко. С одной стороны, на разработчиков стандартов давят мощные учительские лобби: развернулась настоящая «война предметников», пытающихся перераспределить сокращающиеся часы учебной программы в свою пользу. С другой — не очень понятно, на какие показатели министерство собирается ориентироваться при создании новых стандартов. Многолетний централизованный всероссийский мониторинг учебных нагрузок и режима дня учащихся решением властей прекращен за ненадобностью.