На школьные учебники налетели грифы

Варвара Петренко 17.01.2007, 19:01

Обнародован федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки. Получила гриф «Допущено» лишь пятая часть всей учебной литературы. Однако Минобрнауки задумало провести новый отбор «школьных» издательств, что, по мнению экспертов, приведет к монополизации рынка.

Министерство образования обнародовало новый федеральный перечень учебников, рекомендованных российским школам. Список опубликован на сайте Минобразования по адресу www.mon.gov.ru . Как отмечают официальные представители ведомства, эти учебники прошли государственную экспертизу. Вот уже два года, как экспертизу проводят по новым правилам Российская академия наук и Российская академия образования. Они проверяют учебники на предмет «соответствия современным научным представлениям» и «соответствия возрастным и психологическим особенностям обучающихся».

По мнению министра образования и науки Андрей Фурсенко, «в настоящее время многие российские школьники вынуждены обучаться по некачественным учебникам, нередко содержащим элементарные грамматические ошибки. Поэтому сейчас министерство активно работает в направлении повышения качества учебной литературы, которая будет вызывать у ребят неподдельный интерес к учебе и соответствовать современным образовательным требованиям». По данным Минобрнауки, сейчас только пятая часть школьных учебников прошла экспертизу по новому порядку – в школы должны поступать только эти учебники с грифом «Допущено» и «Рекомендовано». Если учебник получает отрицательное экспертное заключение, он может быть направлен на экспертизу только после устранения всех замечаний.

В перечне на 2007/2008 учебный год проверенных академиками учебников стало меньше: в среднем школам придется выбирать из пяти изданий по предмету (всего в списке 1120 наименований).

Однако круг издателей школьной литературы, которых на сегодняшнем рынке более 150, может быть вскоре ограничен.

Министерство образования и науки предполагает сертифицировать издательства, которые зарекомендовали себя в производстве качественных учебников. Ужесточение отбора издателей будет дополнением к уже внедренной чиновниками процедуре выбора пособий для школ.

В итоге на рынке учебной литературы могут остаться только крупные издательства (такие как «Дрофа», «Просвещение», «АСТ»), укрепив при этом свои позиции и, возможно, поглотив более мелких производителей.

По мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ Алексея Чернышова, в самой попытке навести порядок с учебниками, контроль за которыми в последние годы был сведен на «нет», нет ничего плохого. Однако, как считает депутат, «шарахаясь из стороны в сторону, теперь министерство предлагает загнать контроль в административное русло».

«При этом, по-прежнему нет ни системы, ни стратегического взгляда на учебники, которые должны быть разными, но, в то же время, выдерживать государственный стандарт, – заявил господин Чернышов «Газете.Ru». – Если советские учебники справедливо ругали за идеологию, то современные написаны тяжелым языком, грешат многочисленными ляпами, неправильным представлением материала и все той же политической коньюктурой».

Что до сертификации издательств, то, по мнению господина Чернышова, это очень напоминает историю с ВАКом. «Как бы не получилось, что сертифицирование приведет к еще большему мздоимству», – отметил он. По мнению депутата, контроль должен быть доверен профессиональному сообществу, а роль государства – ограничиваться формированием четкой законодательной базы, где прописаны права и обязанности всех сторон. «Само по себе сертифицирование ничего не дает. Если учебник написан добротно, на нем должен стоять гриф министерства, если нет – гриф исчезает. И от того, каким издательством выпущен этот учебник, ничего не меняется», – отметил он.

Российские преподаватели жалуются, что их не привлекают для экспертизы и утверждения изданий.

По словам декана МГОПУ им. Шолохова Вадима Монахова, весь мир решает аналогичные проблемы, прислушиваясь к мнению учителей. «Еще с 70-е годы ЮНЕСКО издало документ «О правах учителя», которым пользуются везде, кроме России, – считает господин Монахов. – Учитель имеет право на создание собственного учебного плана и на реальный выбор учебников, обеспеченный тем, что госзаказ издательствам выдается только после проведения референдума среди учителей». В России, по мнению Монахова, спрашивать мнение учителей боятся.

«Ведь лоббировать учебники, получившие на референдуме низкую оценку, будет куда сложнее», – отмечает декан.

Координатор проектов в социальной сфере Всемирного банка Исаак Фрумин также считает, что избыточное администрирование рынка учебников и учебных материалов приводит к снижению их качества. «Задачей государства является обеспечение прозрачности и реальной конкуренции на этом рынке, – отметил господин Фрумин. – Например, в Финляндии нет никакого грифования. Там каждая школа, получив бюджетные деньги, сама вместе с родителями выбирает подходящие ей учебники. В некоторых странах государство действительно лицензирует учебники, но только с точки зрения их санитарно-гигиенической безопасности. И чаще всего не внешний контролер, а потребитель определяет, какой ему учебник нужен».

Непосредственное же вмешательство государственных органов в отбор учебников приводит к тому, что издательства пытаются завоевать сердца не потребителей, а тех организаций, которые учебники грифуют, отмечает Фрумин.

«Я уж не говорю о том, что почти везде, где существует система грифования учебников организациями, возникают конфликты интересов, поскольку сотрудники этих организаций сами начинают активно писать учебники», – отмечает координатор Всемирного банка.

Что же касается идеи сертификации издательств, то она кажется аналитику рациональной. «Это поможет оценить, насколько способно издательство проводить весь комплекс работ, необходимых для выпуска учебника, – говорит Фрумин, – Но существует большая опасность, что при этом будут вымываться мелкие и средние издательства. А международный опыт говорит о том, что именно они становятся источниками новых идей на этом рынке».

В издательском сообществе отнеслись к планам министерства по отбору издательств крайне отрицательно.

«Я вообще не вижу в этом никакого смысла, – заявил «Газете.Ru» директор издательства «Центр гуманитарного образования» Виктор Белявский. – Если министерство проводит экспертизу учебника, то при чем здесь издательство? Цель здесь просматривается одна – монополизация рынка».

На монополизацию, по мнению издателя, направлен и действующий порядок проведения экспертизы учебников, при которой учитываются только интересы определенных лиц. «После упразднения Федерального экспертного совета (ФЭС), осталась лишь ведомственная экспертиза учебников. Как бы мы ни ругали ФЭС, но в нем работали специалисты, сейчас все отдано на откуп двум академиям, выдающим совершенно дикие рецензии, – говорит Виктор Белявский, – Создается такое впечатление, что рецензент либо не читал учебник, либо делает это умышленно. При этом нет даже возможности апеллировать такие рецензии – под приговором «не может быть рекомендован» стоит подпись не рецензента учебника, а зам. руководителя академии».

Однако, говорить о скором переделе рынка пока не стоит. Внедряться сертификация будет постепенно. Грифы Минобрнауки, существенно повышающие шансы каждого учебника на распространение в школах, присваиваются на пятилетний срок, и отбирать эти грифы у изданий, получивших их в 2003-2006 годах, пока не планируется.