Фурсенко вызвали в школу

Марина Лемуткина 28.02.2006, 15:58

Директора школ ошеломлены предложенным государством нацпроектом в сфере образования. По их словам, система вручения грантов учителям и школам будет предвзятой. Нацпроект учителя назвали аморальным, предсказав серьезный вред, который он нанесет российской школе. Власть не заметила критики.

В понедельник вечером Директорский клуб, позиционирующий себя школьным аналогом Российского союза ректоров, раскритиковал президентский национальный образовательный проект. Часть нацпроекта касается школ по трем категориям: ежегодное распределение грантов среди 10 тыс. лучших учителей, гранты среди 3 тыс. лучших школ и, наконец, ежемесячная доплата за классное руководство по 1 тыс. руб. Подчеркивая важность государственной программы, в Министерстве образования отмечают, что премии школам и учителям станут первым реальным шагом реализации давно назревших изменений системы российского образования, заявил на встрече с директорами школ министр Андрей Фурсенко. В министерстве планируют, что в этом году будут применены разработанные министерством критерии оценки лучших учителей и школ, на которые должны будут равняться все остальные.

Однако учителя идею национального образовательного проекта отвергли полностью.

Как показало обсуждение, директора не доверяют избранным критериям отбора, сомневаются в справедливости конкурса, да и саму идею национальных образовательных проектов в ее нынешнем виде считают бесполезной и бесперспективной. Масштаб недоверия таков, что Андрей Фурсенко был вынужден признать его тотальным.

Основное недовольство учителей было связано с разработанными критериями выбора лучших учителей и школ, поощряемых грантами. Принципы определения лучших из лучших включают в себя 40 пунктов, и, по словам директоров школ, система оценки работы учителей и школ чрезвычайно усложнена, формализована, а ее результаты представляются искусственными и достаточно случайными. В то время как в соответствии с мировой практикой для оценки школы достаточно всего двух: моральный климат в школе и успешность ее выпускников, отметила директор московской гимназии № 1567 Татьяна Ромашина.

Как выяснилось, директоров смущает честность проведения конкурса и распределения грантов.

«Есть элемент неверия. Мы наигрались в разные конкурсы и игры и знаем, как это бывает», — подытожила Татьяна Ромашина. То, что гранты будут выдавать лишь избранным и стоит ждать огромной конкуренции, путем несложного арифметического подсчета подтвердил директор московского лицея № 1505 Владимир Чудов. По его словам, шансы на получение школами грантов фактически равны нулю: всего в России около 65 тыс. школ, а, согласно проекту, ежегодно будут награждать только 3 тыс. Таким образом, процесс выделения грантов всем российским школам поочередно займет более 20 лет. «Можно не сомневаться, что выдвинуты все они будут исключительно по указанию окружного управления образования», — предсказывают директора.

Есть сомнения и в оценке лучших учителей. Как говорят руководители среднеобразовательных учреждений, вовсе не факт, что в число выдвинутых попадут действительно лучшие. «Директор школы тоже человек и может быть не очень объективным», — говорят педагоги.

Не согласны педагоги и с фактом создания национального проекта в том виде, который придумало государство. Нацпроект учителя считают абсолютно бесполезным для отечественного среднего образования.

«Накопившиеся в российских школах проблемы можно решить только путем межведомственного подхода», — заявил директор московской школы № 548 Ефим Рачевский. При этом учителя предлагают изменять систему образования, расшифровав для начала совместно с Минфином налоговые проблемы, серьезно отравляющие жизнь сегодняшней школе.

По единодушному мнению директорского корпуса, «сегодня российская школа нуждается не в разовых акциях, а в протекционизме государства».

«Это должна быть не временная подачка, а национальная политика. Политика, а не проект», — обострил дискуссию директор гимназии № 1513 Александр Бубман, заявив, что проект не только не поможет, но и навредит школе.

Как отметил «Газете.Ru» Александр Бубман, «выборочное распределение дополнительных денег среди незначительной части учителей нанесет значительный вред, поскольку неизбежно посеет вражду между учителями: у «отмеченных» есть все шансы стать изгоями в своих школах».

Во время обсуждения выяснилось, что значительная часть директоров вообще не относит предложенные меры к категории национальных проектов. Как заявил директор Столичной гимназии Виктор Фертман, обсуждаемые проекты не могут считаться национальными, поскольку не решают главных вопросов — изменения содержания образования, изменения технологии преподавания, изменения кадровой ситуации в школе.

«Не вижу никакого национального проекта. Нам просто сказали: посоревнуйтесь — и получите морковку», — заявил директор школы № 57 Сергей Менделевич.

«Национальные проекты — это что-то фундаментальное. А нам предлагают в лучшем случае конкурс для желающих, — поддержал коллег директор школы № 45 Михаил Шнейдер. — В самом по себе конкурсе, даже при столь невнятных критериях, разумеется, ничего плохого нет. Но только если все учителя получают зарплату, позволяющую им входить в категорию среднего класса. У нас же зарплата учителя — это национальный позор. А раз так, то устраивать все эти мероприятия аморально: государство должно финансировать не только «лучших», но, прежде всего, всю школу целиком. Системные изменения с голодным учителем невозможны, и никакой проект, национальный или региональный, ни к чему не приведет», — подчеркнул он.

Выслушав директоров, министр образования и науки Фурсенко как бы ничего не заметил:

«Я услышал неудовлетворительную оценку проекта. Но прошу не отказываться от реального сотрудничества». Как заявил Андрей Фурсенко «Газете.Ru», резкостью директорских высказываний он не обескуражен и не считает, что школа отторгает предложенные нацпроекты. По его мнению, большинство руководителей школ критикуют не саму идею, а лишь «некоторые ее нюансы». А значит, «готовы к обсуждению в рамках предложенных схем, высказывая свое мнение о необходимости корректировки лишь ее частностей». При этом с аргументами директоров школ он не согласился. С точки зрения Андрея Фурсенко, образовательные нацпроекты — «пусть и маленький, но шаг вперед. А это лучше, чем ничего».

Впрочем, до «корректировки» в ближайшее время вряд ли дойдет. Как дал понять министр разочарованным педагогам, по крайней мере, в 2006 году критические замечания директоров учтены властью не будут.