Родители хотят почистить школу

Фото: Reuters
Родителям надоело, что их не пускают в школы: детей учат уходить в астрал, преподают секс-ОБЖ, первоклашек заставляют делать домашние задания. А родители даже не могут добраться до классного руководителя, не говоря уже о директоре школы. Что с этим делать, они не знают, так что пока просто копят злость.

В среду общественное движение «Образование для всех» провело в Государственной думе слушания на тему «Образование глазами родителей». Ничего хорошего, как выяснилось, родители в образовании своих детей не видят.

Председатель общественного движения «Родительская забота» Клара Мансурова заявила, что сегодня школьное образование настолько плохо, что «ни один выпускник школы не может поступить без репетитора в вуз». По той же причине, отметила она, родители вынуждены брать платных репетиторов и по школьным предметам. Причем, как правило, из числа своих же учителей-предметников.

Поэтому, подчеркнула она, наше якобы бесплатное школьное образование не только низкокачественное, но еще и платное.

Сильнее всего родителей возмущает, что в последнее время школы практически закрылись от них. Именно на этой почве началось противостояние между школой и родителями. «Школа превратилась в тюрьму, куда не допускают родителей», — заявила Клара Мансурова. По ее словам, под предлогом обеспечения безопасности школа полностью отсекла родителей от информации, чему и как учит их детей, превратив родителей исключительно «в людей для сбора денег».

По словам президента некоммерческого проекта «Родительский комитет» Ларисы Павловой, школа до такой степени закрылась от родителей, что «они стали бояться защищать интересы своего ребенка: не чувствуют себя уверенно в школе, пасуют перед учителем и директором». А если отношения родителей со школой не сложились, то это неизбежно отыгрывается на школьнике. «Ребенок стал заложником системы образования», — подчеркнула она.

По мнению Ларисы Павловой, закрытость школы от родителей зачастую приводит к тому, что детей там учат сомнительным вещам.

Так, по ее информации, в одной из школ «11-летних детей заперли в классе и учили «уходить в астрал», а в другой преподавали ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) по учебнику, где рассказывалось «о сексуальных упражнениях». Чтобы исправить положение, считает она, «должен быть введен государственный контроль за деятельностью школы»: «Только аккредитации и лицензирования мало!»

Но и государственный контроль, как оказалось, также не может быть панацеей от всех бед образования. Как признал один из разработчиков активно пропагандируемого как раз государственными чиновниками eдиного государственного экзамена (ЕГЭ) директор Федерального центра тестирования Владимир Хлебников, в своем нынешнем виде «ЕГЭ не жизнеспособен». «Надо искать другие ходы», — призвал он собравшихся.

По словам Владимира Хлебникова, «ЕГЭ не продуман ни организационно, ни методологически, ни финансово». Серьезной ошибкой, по мнению Хлебникова, было «делать ЕГЭ путевкой в жизнь — использовать для отбора абитуриентов в вузы».

Не стал ЕГЭ и заслоном от коррупции. «Oна просто перешла из вузов в школы», — считает создатель системы тестирования.

Так, по данным Владимира Хлебникова, средний балл по математике в школах Башкирии достиг в 2005 году 67 баллов, а в некоторых селениях доходил до 80 (в среднем по России — 50). «Ответственно вам заявляю: больше чем на 3–5 баллов результаты по регионами разниться не могут!» — объявил он. «Сделать» такой балл очень просто. «В соседней с экзаменационной аудиторией сидят преподаватели, которые решают тесты. Или «нужных» детей собирают в «нужных» комнатах», — рассказал Хлебников.

Не одобрили собравшиеся и государственной концепции введения предшкольного образования. По словам специалиста в области дошкольного воспитания Владимира Кудрявцева, «предшкольное образование — опасное явление», поскольку у ребенка пяти лет «еще нет психофизиологической готовности к образованию» даже в обещанной «игровой форме». По его словам, похожий эксперимент проводился еще в 80-х годах ХХ века и тогда же «с треском провалился: шестилетние дети не смогли учиться и сошли с дистанции». У большинства из них, по его словам, от перенапряжения начались неврологические заболевания.

А дети наши и так не блещут здоровьем. Как рассказал директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук Владислав Кучма, лишь 5% пятилетних детей абсолютно здоровы. (Из школы выпускается уже 3,4% абсолютно здоровых молодых людей.) За последние десять лет, по его данным, значительно снизились показатели роста и массы тела детей. До 50% первоклассников отстают от нормы в своем физическом развитии. 58% детей школьного возраста имеют хронические заболевания.

В школах на ослабленных детей наваливается серьезная нагрузка. По данным Владислава Кучмы, в трети из них она однозначно превышает допустимую. До 80% первоклассников регулярно делают домашние задания. «А это строжайше запрещено законом», — подчеркнул главный детский гигиенист. У трети старшеклассников выявлено хроническое переутомление, и это, по его словам, не удивительно: параллельно с учебой они готовятся к поступлению в вузы. В то же время до 80% выпускников школ, по данным Кучмы, «ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья». И это при том, что до 20% детей школьного возраста регулярно курят, а 75% школьников потребляют алкоголь.

Не лучше и состояние школ. По данным НИИ гигиены, лишь треть из них соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, а в каждой восьмой выявлены кишечные инфекции.