Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Танцы, смерть детей и нездоровая любовь с Есениным: трагичная история Айседоры Дункан

145 лет назад родилась танцовщица Айседора Дункан

Основоположница свободного танца Айседора Дункан родилась 27 мая 1877 года. Она обрела всемирную известность благодаря необычной манере танца босиком, состоящего из импрозизированных легких шагов, бега, прыжков и выразительных жестов. «Газета.Ru» рассказывает о судьбе американской артистки, которая гастролировала по миру, открыла школы танцев по всей Европе, продвигала философию сильной и свободной женщины, потеряла двоих детей в автокатастрофе и два года прожила в браке с Сергеем Есениным.

Ранние годы и карьера

Еще до рождения Айседоры Дункан ее отец обанкротился и оставил семью. Мать танцовщицы — учительница музыки Мария — перевезла четверых детей в Окленд и растила их самостоятельно.

В пять лет Айседору, скрыв возраст девочки, отправили в первый класс. Впоследствии, посчитав школу бесполезной, Дункан ушла из нее и занялась самообразованием — тогда ей было 13. Особое внимание она уделяла обучению музыке и танцам в студии Стеббинс. Большую роль в формировании исполнительского стиля Айседоры сыграла основательница танца модерн Лои Фуллер.

В 18 лет Дункан перебралась в Чикаго и начала выступать в ночных клубах. Она танцевала босиком в свободной тунике (хитоне) и удивляла публику своей пластикой. Вскоре вместе с семьей Айседора уплыла в Лондон на судне для перевозки скота. Чтобы заявить о себе, она начала выступать на светских мероприятиях, вечерах артистов и художников.

Пластика Дункан состояла из мягкого бега, воздушных прыжков, ходьбы и выразительных жестов. Артистка много импровизировала и обладала искусством пантомимы. Отсутствие обуви и свободные одеяния делали танцовщицу особенно легкой. За ней закрепилось прозвище «великая босоножка».

«Дункан танцует естественно, просто, как танцевала бы на лугу, и всем своим танцем борется с обветшавшими формами старого балета, — писали о ней критики. — Эти прекрасные поднятые руки, имитирующие игру на флейте, игру на струнах. Эти всплескивающие в воздухе кисти рук, эта длинная сильная шея».

Благодаря экзотическим танцам Дункан быстро стала известной и обрела покровителей. В 1901 году она подписала контракт на участие в концертах по Европе и вступила в группу Лои Фуллер в Париже. После гастролей, закрепивших успех Айседоры, она открыла танцевальные школы в Германии и Франции. В 1903 году артистка посетила Грецию, где инициировала строительство храма для занятий танцами на холме Копанос. Там же она отобрала хор из десяти мальчиков-певцов, которые сопровождали ее танцы — в том числе во время гастролей. В 1904 году Дункан открыла танцевальную школу для девочек под Берлином.

Работа в России

Впервые Дункан посетила Россию в 1904 году и дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве. В стране у артистки было много поклонников и последователей, которые открывали студии с обучением ее стилю танца.

В России были изданы две книги Дункан — «Танец будущего» (1907) и «Моя жизнь» (1930). С помощью танца артистка пропагандировала философию новой свободной женщины, развитой интеллектуально и физически.

«Если мое искусство символично, то символ этот только один: свобода женщины и эмансипация ее от закоснелых условностей, которые лежат в основе пуританства», — написала Дункан в автобиографии.

В 1921 году нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский пообещал артистке финансовую помощь для открытия ее танцевальной школы в Москве. Она с большим воодушевлением приняла предложение переехать в страну большевиков:

«Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай, неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной».

Осенью 1921 года газета «Рабочая Москва» сообщила об открытии «школы Айседоры Дункан для детей обоего пола в возрасте от 4 до 10 лет». Особое предпочтение при приеме артистка отдавала детям рабочих. Сначала в школе занимались более 100 детей, но позже их количество сократили до 40, потому что обещанной финансовой поддержки оказалось недостаточно. Большую часть средств на школу Дункан добывала самостоятельно — в том числе на питание воспитанников. В 1924 году она уехала из СССР и оставила руководить учреждением свою приемную дочь Ирму Дункан. Школа просуществовала до 1949 года.

Личная жизнь до Есенина

В юности Дункан собиралась выйти замуж за бедного поляка Ивана Мироски, но он уже оказался женатым. В Будапеште она познакомилась с актером Оскаром Бережи и закрутила с ним бурный роман. После отношений с театральным режиссером Гордоном Крегом 29-летняя Айседора родила от него дочь Дердри.

В 1907 году Дункан приехала с концертами в Петербург и познакомилась там с Константином Станиславским, который восхищался ее творчеством. Она симпатизировала режиссеру и однажды даже поцеловала его в губы. В своей автобиографии Айседора писала, что в тот момент у Станиславского «был страшно удивленный вид». В 1910 году Дункан родила сына Патрика от Париса Зингера — сына изобретателя швейной машинки Айзека Зингера.

«Я думала, что я очень счастлива, может быть, самая счастливая женщина в мире. Искусство, успех, богатство, любовь — и, главное, прелестные дети», — писала артистка.

Но из-за ревности возлюбленного она решила с ним расстаться. В 1913 году оба ребенка Дункан вместе с гувернанткой поехали в Версаль. По дороге мотор автомобиля заглох, и водитель вышел его проверить. Но машина внезапно завелась и скатилась в Сену. Оба ребенка погибли. От этого удара Дункан не могла оправиться всю жизнь.

В 1914 году она родила мальчика, который скончался через несколько часов после родов. Также Айседора усыновила своих шестерых учениц.

Роман с Есениным и смерть

В 43 года Дункан начала встречаться с 27-летним Сергеем Есениным. Они познакомились осенью 1921-го на вечеринке художника Жоржа (Георгия) Якулова. Танцовщица пришла на мероприятие в красном струящемся хитоне и покорила поэта. Один из журналистов написал, что Айседора полулежала на диване, а Есенин стоял рядом на коленях. По свидетельству очевидца, артистка гладила его по волосам и приговаривала: «Золотая голова».

Она почти не говорила по-русски, а поэт не знал английского языка. Несмотря на разницу в возрасте и языковой барьер, их отношения развивались быстро. Артистка понимала, что в Советском Союзе для карьеры мало перспектив, и хотела взять молодого возлюбленного с собой на гастроли. Чтобы избежать больших проблем с получением для Есенина визы, 2 мая 1922 года они поженились. Это был первый официальный брак артистки. Оба супруга взяли двойную фамилию Есенин-Дункан. Сплетники говорили, что Есенин был влюблен не в саму Дункан, а в ее славу.

Ходили слухи, что перед бракосочетанием Айседора исправила в паспорте дату своего рождения. Она переживала, что молодому мужу не понравится большая разница в возрасте. Насколько был изменен ее возраст — неизвестно до сих пор.

Влюбленные общались жестами и с помощью переводчика. После свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Франции, Германии, Бельгии, Италии и США. Поэт не мог смириться с тем, что на гастролях его воспринимали только как спутника Дункан. Он был подвержен частой смене настроения, кричал на жену и даже иногда поднимал на нее руку. Также Есенин имел пристрастие к алкоголю, и однажды Айседора вызвала полицию, чтобы утихомирить мужа. После вспышек неадекватного поведения поэт постоянно извинялся, и жена раз за разом его прощала. Их брак продлился два года.

Когда Дункан уехала за границу без Есенина, тот отправил ей телеграмму: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин». Речь шла о Галине Бениславской, у которой жил поэт. В действительности Есенин на ней не женился. В конце 1925 года он покончил с собой в гостинице «Англетер» в Ленинграде. Менее чем через два года не стало и Дункан.

14 сентября 1927 года танцовщица отправилась на автомобильную прогулку в Ницце. Как всегда, она была облачена в свободное одеяние. Внезапно край длинного красного шарфа Дункан зацепился за колесо, намотался на него и выдернул артистку из автомобиля. Причиной ее смерти стал перелом шеи.

Прах Дункан хранится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Поделиться:
Загрузка