«Снежная королева 3: Огонь и лед», реж. Алексей Цицилин; сборы в России — $5,1 млн, за рубежом — $19,5 млн
Алексей Цицилин, чей мультфильм «Ганзель, Гретель и агентство магии» в этом году занял первое место на Netflix по просмотрам в мире, добился успеха за рубежом раньше. Снятая им третья часть сказки «Снежная королева» стала самым высокобюджетным проектом студии WizArt Animation в 2016 году. Критики отмечали не только сюжет и юмор, но и технические достоинства картины. В Южной Корее проекту удалось показать лучший результат за премьерный уикенд, а общие сборы в стране составили $2,5 млн. Однако самый большой успех ждал его в Китае — $11 млн. Из-за популярности мультфильма у зрителей, «Снежная королева 3: Огонь и лед» продержался в китайских кинотеатрах девять недель, хотя обычно этот срок составляет около месяца.
«Монгол», реж. Сергей Бодров; сборы в России — $6,7 млн, за рубежом — $21 млн
Фильм 2008 года «Монгол» Сергей Бодрова-старшего смог более чем в четыре раза увеличить сборы благодаря прокату за рубежом. К $6,7 млн, заработанных в России, картина добрала еще $21 млн. Самые большие сборы за границей фильм получил в США — $5,7 млн. При этом, из всех азиатских стран, где показывали этот исторический эпос, снятый во Внутренней Монголии, сборы превысили $1 млн лишь в Японии. Примерно в тех же пределах оказались и результаты проката во Италии, Великобритании, Испании, а во Франции, считающейся центром кинематографической Европы, — этот показатель достиг отметки в $2,4 млн.
Помимо узнаваемого имени режиссера и номинации на «Оскар» за лучший иностранный фильм (заявка была сделана от Казахстана), такой интерес американского зрителя к фильму о Чингисхане можно объяснить попаданием Бодрова в нужный «формат». Критики хвалили фильм за постановки боевых сцен, дизайн, но главное — за его экзотичность. В том же году хитами американского проката стали фильмы «Мумия: Гробница императора драконов» ($102 млн), где действие было перенесено из Египта в Китай, американо-китайский фэнтези-проект «Запретное царство» ($52 млн) с гонконгскими звездами Джеки Чаном и Джетом Ли, индийский исторический эпос «Джодха и Акбар» ($4 млн) а также мультфильм «Кунг-фу Панда» ($215 млн). К тому же «Монгол» мог прийтись по вкусу зрителям, которых впечатлили схватки в фильмах «Хэллбой 2: Золотая армия» ($75 млн), «Звездные войны: Войны клонов» ($35 млн) и «Во имя короля: история осады подземелья» ($4,7 млн).
«Ночной дозор», реж. Тимур Бекмамбетов; сборы в России — $16,1 млн, за рубежом — $17,9 млн
Первым блокбастером из России, который смог собрать впечатляющую кассу за границей, стал «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова. Компания Fox Searchlight Pictures купила у создателей права на международный прокат после того, как сборы «Ночного дозора» в России обошли результат первой части «Властелина колец». Первый эпический постсоветский триллер о вампирах и колдунах, снятый по западным стандартам, вызвал живой интерес у западной аудитории — 4,3 млн в Германии, 2,7 млн в Испании, около 1,5 млн в США, Франции и Великобритании и около 1 млн в Мексике. Уже через четыре года Тимур Бекмамбетов смог представить свой голливудский проект «Особо опасен» с Анджелиной Джоли, Джеймсом Макэвоем и Морганом Фрименом.
«Хардкор», реж. Илья Найшуллер; сборы в России — $2,6 млн, за рубежом — $14,2 млн
Режиссерский дебют «Хардкор» Ильи Найшуллера, завоевавшего в 2021 году международное признание с фильмом «Никто», стал на первых порах проблемой для североамериканского прокатчика, так как не смог окупить сумму, за которую его приобрели у продюсерской компании Тимура Бекмабетова «Базелевс» — $10 млн. В премьерный уикенд в США картине удалось собрать $5,1 млн, однако уже через две недели ее отозвали почти из 2,5 тысяч американских кинотеатров. Тем не менее, фильм смог добрать в долгой перспективе — его сборы в Северной Америке составили $9,2 млн, а общая касса за рубежом достигла отметки в $14 против $2,6 млн, которые «Хардкор» заработал в России.
«Он — дракон», реж. Индар Джендубаев; сборы в России — 1,6 млн, за рубежом — $8,8 млн
Еще один проект Тимура Бекмамбетова, фэнтези «Он – Дракон» по роману украинских писателей Марины и Сергея Дьяченко, прошел в России почти незамеченным (хотя и собрал в домашнем прокате $1,9 млн). Тем не менее, сделанный на 85% с помощью компьютерной графики фильм привлек интерес зрителей в Китае, где пиратская версия набрала миллионы просмотров в сети еще до официальной премьеры. В результате, китайская касса ленты составила $8,8 млн, и она стала на тот момент самым популярным российским фильмом за всю историю проката в Поднебесной.
«Защитники», реж. Сарик Андреасян; сборы в России — $4,9 млн, за рубежом — $6,7 млн
Самым спорным фильмом из этого списка можно назвать супергеройский блокбастер «Защитники» Сарика Андреасяна. Проект вызвал крайне негативную реакцию в российской критике и соцсетях, а западные критики сделали акцент на теме Холодной войны, которая была обозначена в самом начале фильме. Однако в Китае «Защитники» смогли разнообразить квотированный прокат зарубежных фильмов, стали одним из 34 иностранных фильмов, которые зрители смогли увидеть в 2017 году, и смогли собрать $2,8 млн. Отряд супергероев из СНГ вызвал также интерес в Мексике, где «Защитники» заработали $1,1 млн. В результате, касса одного из самых раскритикованных российскими зрителями фильма составила $11,6 млн при бюджете в $5,4 млн.
«Невеста», реж. Святослав Подгаевский; сборы в России — $2,6, за рубежом — $5,5 млн
Несмотря на международный успех мистического триллера Бекмамбетова «Ночной дозор», для российского кинорынка все еще оставалась незанятой ниша классического хоррора. В 2017 году эту пустоту заполнил фильм Святослава Подгаевского «Невеста», который показал хорошие результаты по сборам в Латинской Америке – 1,8 млн в Мексике и 1,3 млн в Бразилии. В результате, на следующий год после выхода в прокат «Невеста» стала первым хоррором из России, права на который купил стриминговый сервис Netflix. В России же картина не добилась значительного успеха как у зрителей, так и у критиков.
«Русский ковчег», реж. Александр Сокуров; сборы в России — $500 тысяч, за рубежом — 7,9 млн
Кадр из фильма «Русский ковчег» (2002)
AST StudioЗа два года до премьеры «Ночного дозора», когда вопрос об успехе отечественного кино на Западе мог быть лишь предметом для не очень остроумных шуток, а понятие «российский артхаус» имело исключительно негативный оттенок, произошел один из первых серьезных прорывов на международный рынок, который остался почти незамеченным. Как и Сергей Бодров-старший, Александр Сокуров к тому моменту уже успел сделать себе имя в мировом кинематографе — правда, за счет экспериментального, а не зрительского подхода к кино. «Русский ковчег» смог удовлетворить все ожидания, которые могли быть у западного зрителя к авторскому кино из России.
Он был снят в Зимнем дворце, подавался как попытка «одним дыханьем вобрать поток времени», рефлексировал на тему истории и культуры — в общем, обладал всеми приметами глубоко философского русского произведения на грани кино и литературы. Главной приманкой для искушенных зрителей стал любимый прием Сокурова — фильм был снят единым дублем и без каких-либо монтажных склеек. В 2002 году такой подход считался едва ли не революционным и в каком-то смысле предвосхитил (или проложил дорогу) «Хардкору» Ильи Найшуллера. А в 2021 году ученик Сокурова Кантемир Балагов, также сделавший себе имя на авторском кино, был выбран в качестве режиссера пилотного эпизода сериала по видеоигре «The Last of Us». На родине автора «Русский ковчег» показали всего в двух кинотеатрах, а в США, Канаде и Австралии он собрал $3 млн, $1,9 млн и $1,1 млн, соответственно.
«Нелюбовь», реж. Андрей Звягинцев; сборы в России — 1,4 млн, за рубежом — 4,8 млн
Еще одним примером сравнительного безразличия российских зрителей к отечественному авторскому кино, востребованному на Западе, стал фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». За 14 лет, которые прошли с момента триумфа его дебюта «Возвращение» на Венецианском кинофестивале, Звягинцев смог завоевать себе статус «нового Тарковского» и максимально повысить свою узнаваемость среди поклонников жанра в Европе и США. «Нелюбовь» была номинирована на премию «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм», получила приз жюри Каннского кинофестиваля, а ее сборы за рубежом составили $4,8 млн против $1,4 млн в России.
«Когда зритель тебе в России говорит: «Зачем вы на Западе показываете нас такими?», — это свидетельствует о том, что аудитория признает, что мы свидетельствуем правду, но просто не хотела бы, чтобы эта правда была доступна для других», — комментировал сам режиссер такое отношение со стороны зрителей.
«Большое путешествие», реж. Василий Ровенский, Наталья Нилова; сборы в России — $2,2 млн, за рубежом — $4,9 млн
История о путешествии гималайского медведя и его друзей в южный Китай смогла стать самым самым кассовым российским фильмом за рубежом в 2020 году, собрав в мире $4,9 млн. Более высоким показателям помешала пандемия коронавируса, однако даже в таких трудных условиях картине удалось добиться успеха за границей. Из всех западных стран, мультфильм Василия Ровенского и Натальи Ниловой «Большое путешествие» смог больше всего заинтересовать зрителей в Нидерландах, где сборы составили $1,8 млн при домашней кассе в $2,2 млн. Кроме этого, проект добрал еще около $3 млн благодаря кинорынкам Польши, Чехии, Румынии, Турции, Испании, Италии, Португалии и Южной Кореи.