Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Главное заблуждение в том, что панк — тупой»

Интервью с историком панка Джоном Роббом

Историк панк-рока и музыкант Джон Робб рассказал «Газете.Ru» о том, почему панк нельзя считать тупым и почему его нельзя убить, а также поделился механизмами музыкальных революций и порассуждал о блэк-метале.

22 июля на «Стрелке» в рамках форума Selector Pro выступит Джон Робб — музыкальный журналист, историк панк-рока (автор книги «Punk Rock: An Oral History») и лидер культовой постпанк-группы The Membranes. Робб прочтет москвичам лекцию «40 лет панка: взгляд изнутри глазами очевидца». В преддверии лекции «Газета.Ru» побеседовала с Джоном.

— В чем уникальность исторической ситуации зарождения панк-рока?

— Как любое музыкальное течение, панк-рок, конечно, был порожден уникальными обстоятельствами и появился ровно тогда, когда должен был. В Великобритании была масса факторов, которые позволили и заставили это случиться. Закончилась хиппитская эра 60-х, наступило постиндустриальное похмелье, было ощущение, что у всех нас уже нет никакого будущего. Кроме того, выросло новое поколение рокеров, которых уже не устраивали битлы и Элвис, им была нужна своя музыка. Были и другие факторы. Нам хотелось совместить мечтательно глэма с доступностью паб-рока, да и вообще 60-е закончились, и мы пытались понять, что дальше. Но тут важно помнить, что панк никогда не был однороден. Появилось очень много очень разных групп, все звучали по-своему, у всех было свое лицо — и это было великолепно! Ну и наконец, нам повезло, что появилось несколько отличных менеджеров типа Малькольма Макларена и Берни Родса, которые умели играть по правилам индустрии, знали лазейки для достижения успеха.

— Как вам кажется, может ли эта ситуация повториться и что для этого должно произойти?

— Может ли панк-рок родиться вновь? Ну, ничего в этом мире не повторяется. Объяснять молодым людям, что им слушать и играть, с высоты прожитых лет — это не по-панковски (смеется). Дело молодых в том, чтобы создать свой собственный саундтрек для нашего непростого времени. И вряд ли сейчас может появиться течение, которое объединит абсолютно всех. Сейчас появилось очень много сцен и течений, масса направлений.

— Насколько важным в этой музыке было музыкальное наполнение? Может ли оно, на ваш взгляд, существовать без социальной составляющей?

— Да, конечно! Музыка была великолепна, достаточно состоятельна, чтобы существовать сама по себе. Некоторые панк-группы существовали вообще вне всякого социального или политического контекста, который, правда, им часто задним числом приписывали критики. И это были отличные группы. Конечно, круто, что можно было говорить о том, что происходит в жизни, о том, как чувствуют себя люди, но главное — это была отличная музыка!

— Как вам кажется, в чем заключается самое большое заблуждение по поводу панк-рока?

— В том, что панк — тупой. Понятно, что влияние этой музыки очень беспокоило власти и они старались представить панков дурачками из мультика, внушить, что мы тупые, хотя в движении была масса очень умных групп. Кроме того, не все понимают, что панк был мейнстримом. The Sex Pistols были великой поп-группой, они несли свое послание в самое сердце мейнстрима, и это как раз то, что делает их по-настоящему великими.

— Какая у вас лично любимая панк-группа и почему?

— Многие и по разным причинам. The Sex Pistols — потому что они это начали, The Clash — потому что они были великой рок-н-ролльной группой, The Stranglers — за невероятную музыкальность и умение быть опасными. The Buzzcocks — за то, что они помогли панку выйти за пределы Лондона, и, конечно, The Joy Division, которые не были чистокровными панками, но сумели вынести из него энергию и изобретательность, построив на этом свой стиль. Ну и, наконец, X Ray Spex — за тексты и Siouxie and The Banshees — за неповторимый иконический имидж.

— В чем секрет того, что агрессивная и громкая музыка завладевает умами миллионов?

— Людям нравится энергия — большая часть мейнстримовой музыки лишена ее, а в панк-роке есть кипучая жизненная сила и масса вдохновляющих идей. Но, с другой стороны, панк совсем не обязательно должен быть агрессивным, он может быть каким захочешь!

— Вы выросли в эпоху панк-рока, но остается ли он вашим любимым стилем или есть какая-то другая любимая эпоха в истории музыки?

— Расти в эти годы было огромным счастьем, но сегодня я, конечно, люблю массу музыки. Я люблю глэм-рок — и любил еще до панка, мне очень нравится классическая и индийская музыка, я обожаю дроун-рок и психоделик. Панк был для меня дверью, через которую я открыл огромный мир. И потом все же происходило очень быстро: только что отгремели The Sex Pistols, и тут же им на смену пришли The Fall, Captain Beefheart, The Slits, даб, регги.

— А современная музыка вам нравится?

— Да, конечно, сегодня очень много всего интересного. Я совсем не из тех парней, которые рассуждают «вот в мои-то времена все было получше»!

— Кто интересен лично вам? Есть какие-то имена, в которых вы видите будущих классиков?

— По-прежнему очень много интересного происходит в андеграунде. Современная музыка дико разная, она развивается очень быстро, покрывает и смешивает кучу направлений, и это отлично. А судить о том, кто в итоге войдет в историю и в каком качестве, — пустое дело. Никто не мог представить, кем останутся в истории Joy Division, например. Ну и потом сегодня музыка очень сильно изменилась — ее дико изменил интернет. Появилось множество совсем небольших, но интересных течений, а большие изменяются до неузнаваемости. Возьмем для примера блэк-метал. С одной стороны, это стиль, не допускающий отклонений, очень чистый и строгий, но с другой — есть группы типа Ulver и Wardruna, которые увели его в какие-то совершенно неведомые дали. Вот эта непредсказуемость сегодняшней музыки мне страшно импонирует.

— Расскажите, что происходит сейчас с вашей собственной группой The Membranes?

— Мы собрались в эпоху постпанка как раз, потом остановились в 1990-м, но нас вернули к жизни My Bloody Valentin — в 2012-м они уговорили нас поддержать их на фестивале, и с тех пор началась новая глава в истории The Membranes. В прошлом году у нас вышел новый альбом «Dark Matter/Dark Energy», получивший лучшие отзывы в нашей истории! (Смеется.) Весьма неплохо для панк-альбома о вселенной, жизни и смерти.

— Вы сейчас пишете книгу о постпанке. Расскажите немного о ней.

— Панк-революция словно открыла ящик Пандоры — появилось очень много энергии, масса новых идей. Постпанк был по сути результатом этого взрыва — возникло множество мини-сцен, и одной из них был готик-рок, о котором в основном и идет речь в этой книге. Первые готы сделали ставку на темную сторону панка, апеллировали к чисто британской меланхолии. В книге речь идет о группах, которые не стали классиками, но очень повлияли на многих — Sisters Of Mercy, Killing Joke, Bauhaus и т.д. Мне дико нравится ее писать, там масса интересных историй! Она будет скоро готова, надеюсь, уже в следующем году.

— Есть мнение, что большие взрывы в музыке происходят каждые 30 лет — 30-е, 60-е, 90-е. Вы с этим согласны?

— Да нет, мне кажется, все не так. Не стоит рассуждать о развитии музыки в таких категориях. Если вам 16 и вы живете в Норвегии, допустим, какая-нибудь блэк-металическая группа может стать вашей персональной революцией. Ну или, если вы в Бразилии, ваше сознание вполне могут перевернуть уличные музыканты. Мини-революции происходят постоянно. Это просто момент вашей жизни — вас интересуют музыка, одежда, противоположный пол, все это аккумулируется и происходит взрыв. Для людей моего поколения этим взрывом стал панк-рок, но при этом у меня есть ровесники, которые никогда ничего подобного не слушали.

— Так все-таки сегодня панк жив или мертв?

— Конечно, жив! Я слышу разговоры о том, что панк умер, с тех времен, когда многие о нем даже не слышали. Говард Девото ушел из The Buzzcoks в январе 1977-го, заявив, что панк мертв, он будет жив всегда. Дело просто в том, что это чистая и красивая музыка, очень доступная и очень легкая в производстве. В любом городе мира всегда будет хотя бы небольшая панк-сцена. Да и вообще панк — это идея, а идеи — бессмертны, их нельзя убить!

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Все новости