Где-то на окраине Москвы зверски убит старшеклассник, в преступлении обвиняют его друга Лешку Пономарева (Иван Суханов): на пистолете обнаружены его отпечатки пальцев, а накануне у них была ссора из-за девушки. Но отец подозреваемого, капитан милиции (Александр Наумов), всеми силами тормозит расследование, так как не верит в виновность сына; дело доходит до ЦК,
и только ставший первым секретарем Леонид Брежнев (Василий Сахновский) поручает разобраться в убийстве сотруднику МУРа Ивану Черкасову (Андрей Смоляков).
Ему помогают криминалист Соня Тимофеева (Марина Александрова) и стажер-оперативник Василий Иванцов (Филипп Гуревич).
Черкасов честно пытается разобраться в кажущемся довольно простым деле, но понимает, что подростка можно только назначить преступником. Поэтому он обращает внимание на их последнее увлечение: оказывается, ребята и девушка исследовали боевой путь тетки убитого Раисы (Виктория Толстоганова), а их публикация в газете привлекла внимание почтальонши Нины (Юлия Пересильд), которая ненавидит Раису лютой ненавистью — еще со времен войны.
Первый канал начал показывать многосерийный фильм «Палач», который рассказывает еще про одно расследование, которое проводят сотрудники Московского угрозыска, знакомые телезрителям по вышедшему в 2012 году сериалу «Мосгаз».
Тогда герои Смолякова и Александровой ловили первого столичного серийного убийцу начала 1960-х Владимира Ионесяна, который проникал в дома к своим жертвам, представляясь работником газовой службы.
Правда, фантазия сценаристов не удовлетворилась реальным преступлением. Они связали его с прошедшей в 1962 году выставкой художников-авангардистов в Манеже, сурово раскритикованной Никитой Хрущевым,
и вообще сильно усложнили сюжет, которого в итоге хватило на восемь серий.
Конечно, «Мосгаз» не стал современной версией советского телесериала «Следствие ведут знатоки», но свою — и вполне приличную — долю зрителей получил.
Теперь на дворе 1965 год, власть в Кремле сменилась, а сотрудники МУРа распутывают дело, больше всего похожее на историю так называемой Тоньки-пулеметчицы — палача партизан и мирного населения в Локотской республике, образованной во время войны на Брянщине.
Она пряталась от справедливого возмездия более 30 лет после Победы и была разоблачена только в середине 1970-х силами КГБ.
С историческими деталями создатели «Палача» не церемонились: в сериале Тоньку-пулеметчицу ищет милиция, а само следствие проводится на десять лет раньше. Правда, и «Мосгаз» хвалили не за доподлинное изображение середины 1960-х (с изображением СССР на телевидении сейчас все плохо), а за закрученную интригу и игру актеров, в первую очередь Смолякова.
На тех же принципах держится и вторая часть приключений майора Черкасова и его подчиненных.
Впрочем, для удовлетворения взыскательного любопытства достаточно посмотреть соответствующие серии документального расследования Леонида Каневского «Следствие вели...», формат которого не оставил его автору (кстати, исполнитель роли Томина в «Знатоках») места для фантазий. «Палач» же по исполнению — яркий и недостаточно мрачный для исторического детектива — прямой продолжатель «Мосгаза», а по содержанию первых эпизодов можно быть уверенным, что истинную подоплеку событий зрители узнают не раньше последней серии. Ну а за подходящей атмосферой можно обратиться к прошлогоднему «Крику совы», в котором следователь в исполнении Сергея Пускепалиса тоже расследует привет из военного прошлого — и делает это не менее вдумчиво и изобретательно, чем герой Смолякова.