Пенсионный советник

«Дефективы» в «мыле»

Авторы и продюсеры российских сериалов ответили Путину на критику

Иван Акимов, Дарья Слюсаренко, Наталья Галимова 19.11.2014, 18:54
Первый канал

Владимир Путин назвал «не очень хорошим» качество российских телесериалов. «Газета.Ru» обратилась к экспертам и действующим лицам отрасли с просьбой оценить положение дел в индустрии.

Качество российских сериалов, по мнению Владимира Путина, ненамного лучше, чем у латиноамериканских. Это заявление президент сделал в ходе пленарного заседания Форума действий «Общероссийского народного фронта», состоявшегося на этой неделе.

«У них какая-то страшная любовь, сумасшедшая всегда, а у нас одни «дефективы», — сказал президент.

В качестве примера хорошего сериала президент назвал «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина, который тоже присутствовал на форуме.

«Жанр вроде такой простой, а сделано как мастерски! Золотой фонд нашей кинематографии», — сказал Путин. Он добавил, что среди современных российских сериалов «есть что-то получше, что-то похуже», но в целом уровень, на его взгляд, не очень хороший.

Речь о телевизионном многосерийном кино зашла во время разговора Путина с режиссером Юрием Карой, который пожаловался на то, что весь российский прокат «забит американским кино», и вновь предложил либо целиком запретить прокат голливудских фильмов, либо ввести квоту на показ отечественных картин в 50%. Кара также упомянул про сериалы: мол, отечественная телепродукция всего за 10 лет вытеснила с экранов латиноамериканскую — аргентинскую, мексиканскую.

С идеей запрещения продукции американских студий президент не согласился, квотирование и его размер предложил обсудить, призвав при этом не забывать про потребителей-граждан и их желания, а вот на сериалах и их качестве остановился подробно.

«Много уже появляется и достаточно весомых интересных вещей, и не только детективы несчастные — там и про историю уже что-то, про культуру появляется. Маловато пока, но надеюсь, что будет расширяться этот набор, который ваши коллеги будут презентовать и предлагать нашим гражданам», — выразил надежду Путин.

«Газета.Ru» обратилась к представителям кинотелевизионной отрасли с просьбой оценить положение в индустрии.

«Я, пожалуй, соглашусь с Путиным, — сказал изданию Евгений Гиндилис, продюсер сериалов линейки «Москва. Центральный округ» и «Дубровский». —

Все силы и средства уходят на бесконечный «сериал» про Украину, который мы видим каждый день в новостях и который отнимает лучшую часть бюджета телеканалов».

Кинодраматург Елена Гремина («Петербургские тайны», «Склифосовский», «Дневник убийцы») тоже видит определенное отставание, но у него есть свои причины: так, по ее мнению, на телеканалах существуют разнарядки по темам, о которых снимать нельзя.

«Запрет на некоторые темы реально тормозит развитие этого вида культуры, — рассказала Гремина. — Сериал – это мощный инструмент высказывания. У ТВ ведь есть и социальная функция – делать зрителя взрослее, вооружать его опытом, ставить перед ним важные вопросы. Наше ТВ вместо этого болеет инфантилизмом: обратите внимание, насколько архетипичным стал сюжет про девушку, которая вечно борется за своих детей и вечно проходит через испытания судьбы – что характерно, не умнея при этом».

«На самом деле в индустрии сейчас происходит рост, появляются очень качественно и талантливо сделанные вещи, некоторые из которых способны конкурировать с западными аналогами», — заметил Евгений Гиндилис.

В качестве таковых он привел «Обратную сторону Луны» Александра Котта (вольную адаптацию английского сериала «Жизнь на Марсе»), «Оттепель» Валерия Тодоровского, «Сладкую жизнь» на ТНТ.

«Большой интерес вызвали так называемые полочные сериалы, пилотные серии которых показывали на Петербургском медиафоруме: они очень любопытные, но неизвестно, когда они выйдут в прокат».

Высказывания Путина Гиндилиса не обижают, однако у продюсера есть свои соображения насчет причин задержки развития отрасли. «Влияние оказывает кризис экономики в стране, а также потеря украинского рынка для отечественных фильмов и сериалов».

Киновед, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей считает, что власть прекрасно отдает себе отчет в том, какие сериалы хочет видеть народ, и сама «заказывает» бесконечные детективы.

«Я думаю, что сериалы – один из главных смысловых и содержательных продуктов в нашей стране. Тип населения, который востребован в том числе и властью, формируется именно такими «не очень хорошими» сериалами, которые мы производим, — рассказал «Газете.Ru» Дондурей. — Зрителей для качественных сериалов нет. Их не будут смотреть».

По его мнению, производство качественного сериала для российского режиссера — нечто вроде забавы, которая не может принести производителю денег. При этом, полагает эксперт, Россия неконкурентоспособна на мировом рынке телепродукции: «Вы не можете себе представить, чтобы сидели люди в Гонконге, Рейкьявике, Буэнос-Айресе и смотрели российские сериалы. Это смешно».

При этом как раз латиноамеринкаские сериалы смотрят во всем мире, отмечает киновед, программный директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов.

«Латиноамериканские сериалы считаются одними из самых качественных в мире, так что вопрос к консультантам и советникам Владимира Владимировича, которые, видимо, плохо знакомы с сериальной индустрией. — указал Разлогов. —

Быть лучше латиноамериканских сериалов значит завоевать мировой рынок».

Разлогов добавил, что российские сериалы, как и везде, совершенно разные: «Плохих, конечно, больше, шедевров меньше. Единственное исключение из этого правила во всем мире — это, пожалуй, HBO (канал, специализирующийся на качественных и дорогих сериалах и транслирующий такие телефильмы, как «Секс в большом городе», «Игра престолов», «Служба новостей». — «Газета.Ru»). Где-то мы опираемся на солидные тылы советского опыта, а где-то нам приходится перенимать мировой опыт, к которому мы не всегда готовы».

В качестве примера удач отечественного сериалостроения Разлогов привел «Жизнь и судьбу» Сергея Урсуляка, «Мастера и Маргариту» Владимира Бортко. Отметил киновед и «Оттепель».

«Есть разные сериалы на разных каналах — замечательные, так себе и совсем ужасные, — поделился своим мнением режиссер Роман Волобуев (сериал «Завтра»). — Мне вообще не очень понятно, почему мнение Путина по этому вопросу должно кого-то интересовать: он вряд ли что-то действительно смотрит. Так что его слова нельзя рассматривать даже как частное мнение рядового зрителя».

Сделал оговорку по этому поводу и сам Путин: выразив свой пессимизм, президент отметил, что может ошибиться в своих суждениях и не располагает достаточным количество времени для того, чтобы составить полное представление об отечественных телефильмах. Это «Газете.Ru» подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Даже если он хотел бы [посмотреть], вряд ли смог бы, потому что у него на это нет времени».

Примечательно, что у первого президента СССР Михаила Горбачева время для просмотра сериалов находилось. Вернее, всего для одного телефильма. В посвященной сериалу Дэвида Линча «Твин Пикс» книге Брэда Дюкса «Отражения: Устная история «Твин Пикс» приводятся воспоминания Джулса Хаймовитца (в конце 80-х и начале 90-х возглавлял компанию Spelling Entertainment, производившую знаменитый сериал). По его словам, Горбачев звонил Джорджу Бушу-старшему и пытался выяснить, кто убил Лору Палмер — героиню, расследование смерти которой и было основой сюжета фильма. Именно тогда, вспоминает Хаймовитц, он понял, что Линч и сам не знает ответа на этот вопрос.