Пенсионный советник

Рок с большой дороги

Вышел в свет альбом «Sonic Highways» группы Foo Fighters

Ярослав Забалуев 12.11.2014, 15:07
Выступление группы Foo Fighters REUTERS/Danny Moloshok
Выступление группы Foo Fighters

Вышел в свет «Sonic Highways» рок-группы Foo Fighters — проект, совмещающий в себе музыкальный альбом и сериал для телеканала HBO. Новая работа Дейва Грола и Со больше всего напоминает опыт культурной археологии в области современной американской музыки.

В середине октября 1994-го, спустя несколько месяцев после смерти Курта Кобейна, барабанщик Nirvana Дейв Грол вошел в сиэтлскую студию Robert Lang и решительно записал дюжину собственных песен. Он в одиночку сыграл на всех инструментах, за исключением одной гитарной партии, которую записал лидер дружественной группы The Afghan Whigs Грег Дулли. Задуманная как демо, запись в результате стала первым альбомом группы Foo Fighters. Вскоре после студийной сессии Грол собрал постоянный состав музыкантов,

и сегодня у его коллектива за плечами выступления на стадионах всего мира и статус одной из самых больших рок-групп США.

Обложка альбома «Sonic Highways»
Обложка альбома «Sonic Highways»

По случаю юбилея Foo Fighters Дейв задумал грандиозный проект, получивший название, детали которого держались в секрете до недавнего времени. Грол говорил лишь, что группа запишет альбом, которого еще не было в истории музыки. Артист известен своей неуемной энергией, позволяющей совмещать работу в основном проекте с гостевым участием на альбомах ансамблей уровня Queens of the Stone Age и Nine Inch Nails, так что не было смысла не верить ему. Теперь пластинка под названием «Sonic Highways» увидела свет.

Дело в том, что перед нами не вполне альбом.

Для записи этой пластинки Foo Fighters загрузили все свои инструменты и аппаратуру в трейлеры и отправились в путешествие по восьми главным музыкальным городам Америки: это Чикаго, Вашингтон, Нэшвилл, Нью-Орлеан, Остин, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сиэтл.

В каждом городе группа провела неделю, вспоминая о формировании местной сцены и параллельно записывая музыку, к которой Грол на основе взятых интервью придумывал слова в ночь перед записью вокала и отъездом.

Весь этот процесс подробно зафиксирован в одноименном альбому сериале, который уже несколько недель выходит на канале HBO каждую пятницу.

Грол утверждает, что пластинка — это самостоятельное произведение, но без фильма в ней слишком многое остается непонятым и нераскрытым. Сами по себе эти восемь песен — крепкий, что называется, рок-альбом, умело сочиненный и сыгранный, но без всяких откровений, несмотря на то что в каждом треке погостили местные музыканты уровня иконы феминистского рока Джоан Джетт. Здесь есть песни посильнее вроде пилотного сингла «Something From Nothing» или украшенного струнными финала «I Am The River», есть послабее — слегка неуклюжая попытка скрестить театральную композицию лучших песен The Queen и легендарной кантри-группы Lynyrd Skynyrd. Но в целом, повторимся, это просто мастеровитая дорогая рок-музыка, которая вряд ли добавит Гролу и компании новых поклонников.

Сериал же раскрывает истинный замысел Грола и сосредотачивает внимание слушателя на нюансах каждой песни.

В картине музыканты Fo Fighters в качестве творческих единиц вообще отходят на второй план.

Пытаясь докопаться до корней американской музыки и собственного звучания, они выступают бережными рассказчиками, практически историками.

В этом контексте каждая песня оказывается не столько демонстрацией возможностей группы, сколько трогательным посвящением Дейва американской музыке. Сомневающимся рекомендуем первую посвященную Чикаго серию «Sonic Highways»: от того, как в финале серии Foo Fighters за пять минут песни «Something From Nothing» ухитряются уложить историю чикагского блюза и панка, по-настоящему захватывает дух.

Разумеется, гибридность «Sonic Highways» подменяет географической сложностью недостаток музыкальных идей. Это вообще вечная проблема Грола: будучи без скидок гениальным рок-барабанщиком, как сольному исполнителю ему не хватает умозрительной штуки, которую обычно называют словом «нерв». Этот печальный факт музыкант из года в год пытается исправить изнурительными гастролями, записью двойных альбомов и т.д. «Sonic Highways» и предшествовавший ему режиссерский дебют Дейва «Sound City», кажется, наконец помогли ему найти свое уникальное место в современной музыке. Он одаренный меломан, хранитель музыкальных традиций, человек, лучше всех умеющий объяснить зрителю и слушателю, что такое музыка, какой она была и какой когда-нибудь обязательно будет снова.