Пенсионный советник

Недооцененный Караваджо

Sotheby's обвиняется в том, что не распознал работу Караваджо

Макс Степанов 28.10.2014, 17:05
Одна из копий «Шулеров» Караваджо, проданная через Sotheby's в 2012 году Sotheby's
Одна из копий «Шулеров» Караваджо, проданная через Sotheby's в 2012 году

Суд Лондона рассматривает дело о небрежности аукционного дома Sotheby's: его экспертов обвинили в том, что они не распознали подлинную картину Караваджо, и она была продана всего за 42 тыс. вместо 10 млн фунтов.

Sotheby's вынужден в суде защищать компетентность своих экспертов по творчеству Караваджо. Иск против знаменитого аукционного дома подал англичанин по фамилии Твейтс. В 2006 году он воспользовался услугами аукционистов для продажи полотна «Шулеры», которое было оценено в 42 тыс. фунтов.

Перед продажей картина была описана как копия одноименной работы итальянского мастера, а ее автором был назван неизвестный художник XVII века, последователь Караваджо.

Картина «Шулеры» действительно имеется среди известных работ Караваджо — на ней изображен момент обмана богатого человека за карточным столом. Сейчас полотно экспонируется в художественном музее Kimbell в Форт-Уэрте (штат Техас, США). Предполагается, что после смерти художника с картины сделали несколько копий, одной из которых и была та, что оказалась в распоряжении Твейтса, – она была куплена им в 1962 году всего за 142 фунта.

Причиной, по которой бывший владелец усомнился в надежности Sotheby's и его оценке картины, стал новый владелец «Шулеров» — известный английский коллекционер и специалист в итальянской живописи XVII века сэр Денис Маон (Denis Mahon).

Вскоре после покупки тот заявил, что это полотно принадлежит кисти Караваджо, и оценил свое новое приобретение в 11 млн фунтов.

Как сообщает «Би-би-си», Твейтс обвинил работников Sotheby's в «профессиональной небрежности», а его адвокат сказал Высшему суду Лондона, что сотрудники аукционного дома не изучили картину должным образом и не проконсультировались с независимыми экспертами — что и привело к финансовым потерям бывшего владельца «Шулеров».

В частности, не было сделано исследование полотна в инфракрасном излучении — именно после этого теста Маон (он скончался в 2011 году на 101-м году жизни, передав свою коллекцию государству) и сделал сенсационное заявление.

В иске не сказано, почему Твейтс ждал столько лет, прежде чем заняться восстановлением справедливости.

Представители Sotheby's отвергают все обвинения и настаивают, что эксперты аукционного дома правильно оценили полотно, применив во время исследования все необходимые навыки. Также они подтверждают, что проданные Твейтсом «Шулеры» — на самом деле копия картины Караваджо, и приводят мнения ряда ученых, которые поддерживают это заключение.

Адвокаты Sotheby's также заявили, что оценка этой версии картины в 11 млн фунтов — «нелепая».

По данным сайта аукциона, через Sotheby's копии «Шулеров» продавались дважды. В 2006 году были торги по картине, выставленной семьей Твейтсов (указано, что она продана за 50,4 тыс. фунтов), а в 2012-м — еще одна копия, которая ушла с молотка за 51,65 тыс. при эстимейте 10–20 тыс. фунтов.

Высший суд, как ожидается, будет разбираться в этом деле несколько недель, в течение которых будут заслушаны и оценены свидетельства экспертов.

Примечательно, что семья Твейтса в далеком прошлом владела полотном «Музыканты», автором которого действительно был Караваджо, — оно, впрочем, было продано еще в 1950-е годы и сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.