Пенсионный советник

Пацаны и Депардье на «Окне в Европу»

Фильм Рената Давлетьярова «Пацаны» откроет кинофестиваль «Окно в Европу»

Владимир Лященко 08.08.2014, 19:45
okno-filmfest.ru

В Выборге показом нового фильма Рената Давлетьярова «Пацаны» открывается фестиваль «Окно в Европу». Кроме него на кинофоруме покажут «Виктора» с Жераром Депардье, «Двух женщин» Веры Глаголевой с Рэйфом Файнсом и новую картину Кшиштофа Занусси «Инородное тело».

Фильм «Пацаны» идеально подходит для кинофестиваля, который называется «Окно в Европу» и, находясь на северо-западной границе России, по своей идее должен связывать то, что внутри страны, с тем, что снаружи. Ренат Давлетьяров, продюсер (трилогия «Любовь-морковь», «От 180 и выше», «Индиго», «Ирония любви») и режиссер («Стальная бабочка», «Моя безумная семья!»), снял кино про 1970-е: дискотеки с полукрамольными песнями по мотивам подслушанной зарубежной эстрады, патлы «как у битлов», брюки клеш и короткие юбки по мотивам подсмотренной зарубежной моды.

В каком-то смысле «Пацаны» продолжают ностальгический путь «Стиляг» (кино про 1950-е) и «Оттепели» (кино про 1960-е) Валерия Тодоровского, но это не столько движение за трендом, сколько совпадение со временем. Свой фильм по киноповести Юрия Короткова «Американка» («Стиляги» тоже по его сценарию сняты) Давлетьяров хотел делать еще в 1990-е, но тогда у него не сложилось, а сложилось у Дмитрия Месхиева.

Реализации давнего замысла в 2010-е это не помешало: «Пацаны» следуют за «Американкой» если не покадрово, то сцена за сценой, диалог за диалогом, почти не отклоняясь от проложенного маршрута.

Только возможностей у Давлетьярова больше: камера выписывает более сложные фигуры, костюмы вышли наряднее, лампочки на штанах горят ярче. Производственными достижениями дело не ограничивается: актеры, особенно пацаны, тоже выглядят выразительнее.

Впрочем, интереснее в данном случае не сравнивать новый фильм со старым, а подумать о культурологическом сюжете, который разыгрывается в ностальгирующем по советскому детству кино.

Неотъемлемой деталью советского оказывается тяга к запретному антисоветскому, оживляющему и наряды, и дискотеки, и воспоминания.

Связи дня сегодняшнего подчеркивает новая конкурсная программа выборгского кинофестиваля «Игровое кино. Копродукция», в которой собраны фильмы, снятые в различных российско-заграничных сочетаниях.

Открывает эту программу «Виктор» Филиппа Мартинеса с Жераром Депардье в роли отца-мстителя.

Французский актер с российским паспортом играет француза-русофила, который едет в Москву, где, пока он сидел в тюрьме, убили его сына. Дальше события развиваются в духе фильмов «Гнев» и «Заложница».

Другое большое имя в копродукциях — польский режиссер Кшиштоф Занусси. Он снял «Инородное тело» про молодого итальянского католика, в жизни которого возникают две большие проблемы: польская возлюбленная решает уйти в монастырь, а международная корпорация, куда он устроился на работу, оказывается гиблым местом. Часть событий разворачивается в России, а мать героини — бывшая судья-сталинист.

Не включенный в конкурсную программу фильм закрытия тоже является совместной продукцией. Это «Две женщины» Веры Глаголевой с Рэйфом Файнсом в одной из главных ролей. Два года назад английский актер согласился на роль в экранизации пьесы Тургенева «Месяц в деревне» («Две женщины» — одно из ее рабочих названий) и отрастил бакенбарды, на закрытии фестиваля можно будет увидеть, как он вжился в роль Ракитина.