В кино по документам

Прокатные удостоверения стали обязательны для всех видов кинопоказа, включая фестивальные и киноклубы

,
Показывать кино на фестивалях и в киноклубах без прокатного удостоверения с июля 2014 года станет невозможно. Введение этой нормы практически парализует фестивальное движение в России, полагают эксперты.

С 1 июля ни один фильм нельзя будет показать без прокатного удостоверения, которое раньше было обязательным только для кинопрокатчиков, работающих ради прибыли. Фестивальные и музейные показы в нем не нуждались. Теперь специальный документ должен получить каждый, кто представляет фильм на фестиваль или клубный кинопоказ. За нарушение этой нормы организатор сеанса может быть оштрафован на сумму от 50 до 100 тыс. руб. В случае повторного нарушения штраф вырастет до 200 тыс. руб. и может обернуться приостановлением деятельности на три месяца.

Эта норма формально действовала и раньше, но за ее нарушение не предполагалось никаких санкций, поэтому фактически она не работала. «Вступивший в силу закон касается любых аудиовизуальных произведений, — пояснили «Газете.Ru» в Министерстве культуры, — согласно нему, показ фильма без прокатного удостоверения на территории России не допускается».

Исключением, говорится в письме культурного ведомства, станут трансляции картины по эфирному, кабельному и спутниковому телевидению, а также показы ввезенного из-за рубежа фильма на международном кинофестивале, проходящем на территории России.

Международным, как пояснили в Минкульте, будет считаться любой фестиваль, в уставном положении которого прописан такой статус, который, впрочем, не избавит его организаторов от необходимости иметь прокатные удостоверения на все отечественные фильмы программы.

Согласно административному регламенту Минкультуры (утвержден в 2012 году), для получения удостоверения авторам или организаторам показа необходимо собрать пакет документов (в том числе монтажные листы), уплатить госпошлину и обеспечить две копии картины — одну в ведомство, а другую в Госфильмофонд или госархив кинофотодокументов.

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, представители отрасли высказались резко против нововведения. «Это по-настоящему осложнит жизнь не только нашего фестиваля, — рассказала «Газете.Ru» программный директор фестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева. — Новые требования вносят хаотичность, неразбериху и абсолютную стагнацию в фестивальное движение». При этом, отмечает Алиева, в России сегодня отмечается кинофестивальный бум, а большая часть смотров поддерживается и финансируется государством.

«На фестиваль «Кинотавр» фильмы попадают прямо из лабораторий, — продолжает Алиева. --

Мы, первая и главная платформа российского кинематографа, которая дает первую встречу картине со зрителем, профессионалами и критикой, в данном случае оказываемся в ситуации невозможности проводить фестиваль, поскольку к его началу прокатное удостоверение будет, например, только у одного фильма».

Алиева отмечает, что нововведение касается всех картин, включая короткометражное кино и ретроспективы.

«Так, мы в этом году посмотрели 300 короткометражек, и все они гипотетически должны иметь эту бумажку, — жалуется Алиева. — И проблема с той процедурой, которую должны пройти продюсеры отечественных картин, чтобы к нам попасть.

На эту процедуру уйдет несколько месяцев, и фестиваля, конечно, не будет».

Коллеги Алиевой, организующие другие фестивали, выражаются еще жестче. «Этот документ просто парализует работу фестивалей, фестивальное и киноклубное движение в целом, — говорит организатор одного из региональных кинофестивалей. — Насколько мне известно, этот закон был принят даже без согласования с Минкультом. То есть, видимо, теперь каждый законодатель считает, что разбирается в том, как работает киноотрасль». Собеседник «Газеты.Ru» предложил передать право законотворческой инициативы департаменту поддержки кино Минкульта, возглавляемому Вячеславом Тельновым:

«Эти люди, по крайней мере, профессионалы от кино — они могут нас услышать, с ними можно договориться».

Самому же Минкульту эксперт рекомендует срочно создать рабочую группу для выработки подзаконных актов, которые «могли бы скомпенсировать идиотизм этого закона».

«Этот закон — скрытая попытка цензуры», — резюмирует собеседник «Газеты.Ru».

О необходимости договариваться с профильными ведомствами заявил и вице-президент Гильдии неигрового кино и ТВ Георгий Молодцов. «Понятно, что если закон, принятый в середине мая, вступил в силу через полтора месяца, то его применение авторам закона было очень нужно, — говорит он. — Следовательно,

не стоит витать в облаках и требовать отмены закона — нужно идти на диалог и предлагать конкретные решения, которые устроили бы и законодателей, и индустрию.

Примечательно, что обязательное наличие у фильма прокатного удостоверения — следствие скоропалительного принятия «закона о мате», комплекса поправок в различные законодательные акты, регулирующие использование нецензурной лексики в кино, театре, музыке и литературе. Ранее прокатное удостоверение не получали фильмы, содержащие сцены насилия, порнографию, призывы к экстремизму, а также, как говорится в законе, «скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей», причем его можно было не получать — это не допускало кинопродукцию к прокату, но показывать ее было можно. Теперь к ограничениям добавилось и наличие в картинах матерных слов, а удостоверение стало обязательным.

Как пояснили «Газете.Ru» в департаменте поддержки кинематографа Минкультуры, если в фильме содержится ненормативная лексика и он уже имеет прокатное удостоверение (выданное до 1 июля 2014 года), то его владельцам предстоит проходить всю процедуру заново, предварительно избавив картину от мата, поскольку в удостоверении содержится пометка о ненормативной лексике. Но это только в том случае, если планируется снова показывать такой фильм.

«Если фильм не планируется к повторному показу, то получать заново прокатное удостоверение не надо», — успокоили в Минкультуры.

Георгий Молодцов, однако, видит во всей сложившейся ситуации конструктивный момент.

«Эти заградительные меры, принятые с явным перегибом, возможно, позволят нашей отрасли нормализовать и структурировать систему кинопоказа за счет попытки представителей индустрии отыграть назад», — резюмирует он.