Пенсионный советник

С новым звуком

Пять альбомов ушедшего года, которые стоит переслушать

Алексей Володин 05.01.2014, 04:57
Звукозаписывающая компания

«Газета.Ru» вспоминает пятерку музыкальных альбомов, определивших звук 2013 года — и достойных того, чтобы переслушать их на каникулах.

David Bowie, «The next day» Звукозаписывающая компания
David Bowie, «The next day»

David Bowie. The Next Day.
Первая за десять лет пластинка одного из важнейших людей мировой поп-музыки обладает удивительным качеством — при явных отсылках в прошлое (так, песня Where Are We Now посвящена «берлинскому периоду» в жизни певца в конце 70-х) звучит «здесь и сейчас». То есть так, как будто сочинивший ее не записывал свой предыдущий диск «Reality» под грузом накопившихся лет и опыта в совершенно другой реальности — и не задумался (если не сказать приуныл) после нее на долгие годы. От Боуи можно было ожидать, что он начнет молодиться — ведь известно, что двухминутка ностальгии «Where are We Now», вышедшая первым синглом альбома, — не более чем обманка, сбившая с толку поклонников, ожидавших нового релиза. Но нет — музыка, записанная на этом альбоме, хорошо подходит в качестве звуковой дорожки не только к сегодняшнему дню, а его автор, за десятилетия карьеры выдумавший себе множество альтер эго — Зигги Стардаста, Натана Адлера, — кажется, смог показать свое собственное лицо, без следов пластической и звуковой хирургии.

Paul McCartney, «New» Звукозаписывающая компания
Paul McCartney, «New»

Paul McCartney. New
Пластинка экс-битла могла быть сколь угодно неудачной, а сам он на ней — сколь угодно повторяющимся, ностальгирующим и монотонным. Однако новая, как следует из названия пластинки, запись стала полной неожиданностью и для тех поклонников, кто складывал в копилку свои ожидания, и для тех, кто не ждал никаких откровений. Такое удивление свободой и полнокровием вызывали, наверное, его пластинки 70-х, Band on The Run и Tag of War — на них вдруг стало ясно, что экс-битл не будет замыкаться в рамках одной стилистики и мелодики, а будет беспредельничать во все возможные стороны в рамках своей богопоцелованнности. В отличие от своего соседа по обзору Дэвида Боуи, выстроившего из своего нового альбома четкое и последовательное повествование о себе сегодняшнем, Маккартни представляет россыпь песен — драгоценных камней, в самых разных манерах, от винтажной по звуку гитарной баллады до яростного звукового мини-спектакля; в каком порядке их ни ставь — срабатывает.

Lady Gaga, «Artpop» Звукозаписывающая компания
Lady Gaga, «Artpop»

Lady Gaga. Artpop.
Этот альбом сам пробил себе место в этом списке. Слишком серьезные вводные были у кандидата — как-никак, его записала самый влиятельная женщина в сегодняшней поп-музыке. Дама, казалось бы, странная во всех отношениях, со своеобразной, внешностью и голосом, умудрившаяся при этом — ну, просто признаем это — подвинуть с пьедестала с цифрой «1» абсолютно всех. И сделать это, уже одним названием заявив новую запись как дневник рефлексий над природой современного поп-апила, культом знаменитостей, временах и нравах; немногим удавалось продавать иронию и ехидство так удачно. Правда, поп-критика у нее выходит как трилогия «Матрица» у братьев Вачовски — в первой серии звучит очень ново и задиристо, а двух последующих постепенно превращается в учебник по нон-конформизму для самых маленьких. Так и не поймешь, серьезно ли она на «Applause», последнем треке с «Artpop», поет, что живет только для аплодисментов, или это… такая поза.

Земфира, «Жить в твоей голове» Звукозаписывающая компания
Земфира, «Жить в твоей голове»

Земфира. Жить в твоей голове.
Когда музыкант замолкает надолго, всегда есть опасность, что вынырнет он с пластинкой откровенно слабой — откуда же знать, что за образы и мелодии явились к нему за время этой паузы и не детренировался ли он за время своей молчанки. Альбом главной певицы страны (и остающейся таковой вне зависимости от количества напоминаний о себе, выпущенных хитов и тому подобного) ждали пять лет. Пластинка получилась почти артхаусная — хитов как таковых там немного, штуки две, зато песен-самоцветов хоть отбавляй. Экстремальная пластинка — две истошно, запредельно печальные вещи (никакой тебе больше светлой тоски, вроде той, что слышна в «Мы разбиваемся» с предыдущего альбома «Спасибо»); пара вещей, написанных словно изнутри апатии, — и совершенно гениальная «Гора» — песня — венец альбома. Когда пластинка вышла, было не очень понятно, какое у всех этих диковин могло быть концертное исполнение — так и видишь обалдевший зал, на который льются эти перекрученные в красивый жгут нервы. Однако на московских концертах ее тура в поддержку альбома стало ясно — с ней просто некого поставить. И еще — просто на такие пластинки действительно нужно пять лет.

Arcade Fire, «Reflector» Звукозаписывающая компания
Arcade Fire, «Reflector»

Arcade Fire. Reflektor.
Американский журнал Rolling Stone называл новыми The Beatles и публиковал на своей обложке в 2004-м после дебютного альбома «Funeral», но таковыми эти канадцы с их барокко-попом стали в 2013-м. О них хочется сказать с пафосом — в начале нулевых они пели о последствиях fin de siecle, «конца века» — о тех хищных вещах XX столетия, которые прорвались в XXI и не давали покоя поколению тридцатилетних, задумывающихся, как и положено в этом возрасте, о жизни и ее ценностях. Reflector — первая пластинка, на которой возвышенно-печальные канадцы переросли самих себя — и тот век, в котором они родились; выросли за счет интересных мелодий и аранжировок над той своей монотонностью, которой всегда умело пользовались как инструментом — и сумели найти путь к драмам, проблемам и общим местам того мира, в котором мы живем сейчас. Они всегда играли, пользуясь кинематографическим термином, «инди-рок морального беспокойства» — но сейчас, кажется, в своей музыке дошли до совершенства формы и непосредственности чувства.