Каток для современного искусства

Названы финалисты конкурса на новое здание ГЦСИ на Ходынском поле

__is_photorep_included5800945: 1
Новое здание Государственного центра современного искусства на Ходынском поле может стать законодателем мод в музейной архитектуре: испанцы и русские предлагают кубы и цилиндры, ирландцы — каток на взлетно-посадочных полосах, но в выделенные бюджетом четыре миллиарда рублей не уложился ни один участник шорт-листа конкурса.

Международное жюри архитектурного конкурса на новое здание Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Ходынском поле объявило трех финалистов. Все они набрали одинаковое количество баллов, а само голосование членов жюри было индивидуальным и закрытым, утверждают организаторы конкурса.

Обсуждение проектов продолжалось два дня. Жюри, состоящее из музейщиков и архитекторов, во главе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым предъявляло к конкурсным заявкам жесткие критерии, обусловленные особенностью выбранного для строительства места. С одной стороны, ГЦСИ станет районообразующим — вокруг него будут отстраиваться торговые и офисные комплексы. С другой стороны, на Ходынском поле сохранились старые взлетно-посадочные полосы, здесь планируется обустроить парк и открыть станцию метро, что необходимо учитывать при проектировании.

Финалистами конкурса стали Heneghan Peng Architects, студия Mel и Nieto Sobejano Arquitectos.

Ши-Фу Пен и Ройшн Хенеган придумали создать многоярусное галерейное пространство, в котором можно разместить разные коллекции ГЦСИ. Авторы проекта предлагают сохранить на Ходынском поле взлетные полосы, а на других участках разбить парк. По их замыслу, на взлетных полосах будут организованы катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах.

Российская студия Mel, открытая молодыми архитекторами Павлом Чауниным и Федором Дубинниковым, специализируется на малоэтажном строительстве и разработке выставочных пространств (одним из их достижений стал проект экспериментальной выставочной площадки Mel Space на территории фабрики «Красный Октябрь»). В своем проекте ГЦСИ архитекторы решили отойти от идеи единого выставочного пространства:

на трехуровневый стилобат-холм они предложили поставить несколько кубических зданий, формирующих квартал искусств.

Третьим претендентом на проектирование здания ГЦСИ стала испанская компания Nieto Sobejano Arquitectos во главе с Энрике Собехано и Фуэнсантой Ньето. Испанцы, как и их российские коллеги, предлагают разместить на Ходынском поле разнообъемные, простые в геометрии цилиндрические здания на общей основе. В основу концепции, утверждают архитекторы, легли нереализованные проекты русского авангарда и типичные приметы фабричного дизайна, которые используют в современном искусстве.

Победителя конкурса на проект здания ГЦСИ организаторы обещают назвать до конца 2013 года.

Дальше пройдут конкурс среди проектных организаций и тендер на подрядчика. К концу осени 2014 года сформируется и пул строителей, и бюджет строительства. Одно, впрочем, сейчас ясно: ни один проект финалистов не уложился в рамки озвученного бюджета — 4 млрд руб., и смелые идеи архитекторов, которые называют будущим музейной архитектуры, потребуют активных денежных вливаний инвесторов или, как у нас это часто бывает, претерпят изменения, имеющие мало общего с «высокой» архитектурой.