Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Детство заиграло

В продажу вышла игра XCOM: Enemy Within

В продажу поступила игра XCOM: Enemy Within — современная версия важнейшего тактического симулятора 90-х, превратившегося в произведение игрового искусства.

Жанр пошаговых тактических игр, таких, в которых противники делают ходы по очереди, постоянно высчитывая какие-то параметры (скорость, здоровье, огневую мощь, броню) и уповая на удачу, появился задолго до серии XCOM.

Еще в середине 80-х на компьютере Apple II можно было сыграть в Panzer Strike!, непревзойденный боевик о Второй мировой войне. Но ассоциируется жанр именно с XCOM да вышедшим почти одновременно с ним симулятором вооруженных переворотов Jagged Alliance.

Эти величайшие игры портили зрение, но предлагали видение: именно на их принципах до сих пор работает множество компьютерных, настольных, приставочных и мобильных игр.

Их похожая на гибрид шахмат и карточной игры боевая система быстро стала проникать в смежные жанры. На ней были основаны и стратегическая серия Heroes of Might & Magic (1995), и ролевая классика Fallout (1997), и любимая забава больших компаний Worms (1995). А бесконечную «аддиктивность» (ненаучно говоря, зависимость) прохождения до сих пор пытаются воспроизвести на планшетах и в социальных сетях.

Получается как с колой: все ингредиенты вроде бы известны, но верную пропорцию знают лишь несколько человек на земле.

В 90-х еще считалось, что игры не обязаны быть простыми, но XCOM и Jagged Alliance были суровыми и беспощадными даже по меркам своего времени. Сюжетов в них особых не было (в первой нужно было спасать Землю от пришельцев, во второй — свергать диктатора тропических островов), но агрессивный уровень сложности помогал романтизировать борьбу.

Глуповатые игры оказывались настоящими одами сопротивлению злу.

Наемники и спецназовцы под руководством игрока всегда были одновременно и героями боевика со Сталлоне — Шварценеггером, и трагическими самураями. Любой из них норовил лечь в могилу всего после пары ранений. Зато между тяжелыми миссиями можно было недолго полюбоваться очищением мира от скверны — отступлением инопланетян в XCOM или бегством головорезов в Jagged Alliance. А заодно перебрать трофеи, прокачать навыки бойцов и получить доступ к новому оборудованию. Поощрения всегда поступали как раз тогда, когда мы в них нуждались, и как раз в тех объемах, чтобы никого не избаловать. Современные монетизируемые игры эту формулу освоить в массе своей не могут.

В 90-х обе серии процветали, регулярно занимая верхние строчки во всевозможных рейтингах лучших игр всех времен и народов.

XCOM даже запустил отдельную версию, в которой оппоненты могли сражаться друг с другом по электронной почте.

В нулевых парадигмы сменились: развлечения стали быстрее и проще, консоли вышли на первый план, у издателей пошаговых игр начались проблемы. Лицензия на Jagged Alliance драматическим образом заблудилась в России. Наследие XCOM наглым образом использовали бесталанные плагиаторы, воспользовавшись незащищенным названием UFO.

Конец бесчинствам был положен лишь в 2012 году, когда компания Firaxis, основанная знаменитым автором Civilization и Colonization Сидом Мейером, выпустила ремейк XCOM: Enemy Unknown.

Выход игры был похож на встречу на Эльбе: с одной стороны — традиционная механика, с другой — современные стандарты.

К удивлению и геймеров, и журналистов, поневоле союзники оказались отличной командой. Вышедшее на днях дополнение XCOM: Enemy Within призвано закрепить прошлогодний успех. В нем появилась новая враждебная организация — земляне-коллаборационисты, 30 свежих миссий, классический режим защиты базы, которого так не хватало ветеранам, и тысяча других приятных мелочей. Но главное не это:

новый XCOM — пример того, как в отдельно взятой индустрии настоящее сумело договориться с прошлым.

Настоящее ввело в некогда почти бессюжетную игру повествование — с говорящими головами, политическими страстями, хорошенькими женщинами-учеными и волевыми седыми генералами. Современная графика персонализировала и врагов, и друзей, лица которых прежде приходилось додумывать самостоятельно. Но допинг для воображения, не дававший уснуть 20 лет назад, никуда не делся:

самое интересное в XCOM по-прежнему происходит в голове у игрока, сражающегося за свою планету.

Битвы стали стремительнее и зрелищнее, но не утратили свою шахматную суть: чтобы выжить, по-прежнему нужно думать на несколько шагов вперед. Макроуровень, на котором игрок управляет не кучкой бойцов, а целым сообществом ученых, политиков и эффективных менеджеров, несколько упростился, но оно и понятно.

У некоторых фанатов скоро появятся внуки, тут уж не до виртуального НЭПа.

Система постоянных поощрений — новое оружие, навыки, гаджеты, медальки — пошла вразнос. С одной стороны, сегодня у разработчиков больше возможностей для выпуска платных дополнений (вроде Enemy Within), поэтому они не спешат выдавать весь контент сразу. С другой стороны, современного геймера надо чем-то одаривать каждые пять минут (иначе уйдет), поэтому игра все равно стала на порядок щедрее.

Интерфейс управления наконец стал предельно интуитивным: с ним легко освоиться и пользователям ПК, и владельцам консолей, и молодежи с айпэдами. Не обошлось, правда, без дискриминации: компьютерная версия почему-то вдвое дешевле консольной.

На самом деле все эти технические подробности приходится перечислять ради того, чтобы максимально отсрочить сентиментальное и глупое признание. В общем, пора сказать: XCOM: Enemy Within — самая настоящая путевка в детство. Перед первым погружением лучше поставить будильник: как и в случае с лучшими играми 90-х, здесь несложно застрять на полгода.

Новости и материалы
В Днепропетровской области поврежден объект инфраструктуры
На новом заводе в Казахстане намерены выпускать 70 тысяч автомобилей Kia ежегодно
Крупный российский аэропорт восстановил штатную работу после ремонта
Украина вышла из еще одного соглашения с Россией
На Украине назвали катастрофой ситуацию с набором в ВСУ
В Москве вынесли приговор пенсионеру за препятствие проведению выборов
В Германии признали, что в экономике страны есть проблемы
Власти Молдавии объяснили, почему они опасаются вводить визовый режим с Россией
Названа категория водителей, которая чаще других попадает в ДТП
Петербургский заключенный пронес телефон в колонию в заднем проходе
«В волосах живут бесы»: учительница затравила ученика православной гимназии
Назван гонорар Дмитрия Нагиева
К Пасхе на кладбищах Белгорода построят укрытия от обстрелов
Синоптик рассказал, какая погода ожидает россиян на майских праздниках
Apple теряет долю на крупнейшем рынке
Театроведа Дмитриевскую оштрафовали за дискредитацию российской армии
США готовят новый пакет военной помощи Украине
Генсек НАТО отверг возможность появления ядерного оружия в Польше
Все новости