Пенсионный советник

«Не стоит думать, что нам нет житья в кино»

Авторы «Срока» о новом документальном проекте «Реальность.doc»: герой находится среди зрителей

Алексей Крижевский 15.01.2013, 21:32
Авторы документального проекта «Срок» рассказали «Газете.Ru» о своем новом... Александр Натрускин/РИА «Новости»
Авторы документального проекта «Срок» рассказали «Газете.Ru» о своем новом документальном проекте «Реальность.doc».

Авторы документального проекта «Срок» рассказали «Газете.Ru» о своем новом документальном проекте «Реальность.doc».

Продюсер Алексей Пивоваров, режиссеры и операторы Павел Костомаров и Александр Расторгуев объявили о начале нового проекта — неигрового сериала «Реальность.doc». Через несколько дней стартуют кастинги, на которые авторы собираются пригласить обычных людей, желающих снимать свою жизнь на видеокамеру и передавать снятое в распоряжение режиссеров. «Любительское видео — это только исходный материал, — заявил на пресс-конференции в РИА «Новости» Пивоваров. — Затем из полученных отрывков мы будем отбирать и составлять небольшие, по 6—8 минут, серии». По его словам, таких серий может публиковаться по нескольку в день.

Впрочем, авторы настаивают, что понятие «обычного человека» будет отличаться от принятого.

«Образ так называемого простого человека замылен журналистами и ТВ, — считает Расторгуев, — и наша работа — антропологическое исследование, розыск такого человека».

Немного по-другому видит своих будущих героев Алексей Пивоваров: «С повышенным чувством свободы и минимальной «зоной змеи» — то есть области, куда человек никого не пускает». По его словам, будущие герои проекта наверняка захотят стать звездами и наверняка ими станут.

«Хотя бы в районном масштабе, — предполагает Пивоваров, — Только эти звезды будут не назначены с помощью инвестиций, а выдвинуты непосредственно из народа».

Проект рассчитан на самостоятельное развитие — так, надеются авторы, со временем зритель сам определит интересных ему героев, которые смогут стать основателями собственных «линеек». Проект рассчитан на разные аудитории. «Одним людям будет интересно наблюдать за пожилой парой, решившей вдохнуть новый драйв в свои отношения, — рассказал Пивоваров. — Совершенно другим — о том, как молодая девушка учится водить машину».

Подобную методологию Костомаров и Расторгуев уже использовали, снимая проекты «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю». В них они раздали камеры жителям Ростова-на-Дону и попросили снимать свою жизнь.

«Эти два проекта были компромиссом между формой и носителем, — рассказал Расторгуев. — Нынешний же формат никаких ограничений не налагает».

В дополнение к небольшим сериям создатели предусматривают использование элементов реалити-шоу: за частью объектов, где регулярно бывают герои, можно будет круглосуточно наблюдать онлайн. Одной из таких площадок станет специально выбранное кафе, в которое перенесут из офиса кастинги: все пришедшие будут предупреждены, что их снимает камера и они являются участниками шоу.

Основной площадкой для публикации новых сюжетов, по словам авторов, станет интернет, где может публиковаться по несколько серий в день. Выборку самых выразительных эпизодов будут показывать на ТВ; авторы объявили, что наибольший интерес, на данный момент, проявил телеканал СТС. Пилотные серии Пивоваров вместе с режиссерским дуэтом планируют сдать на канал до конца весны 2013 года. Имя ключевого инвестора проекта его авторы называть не стали — Алексей Пивоваров только уточнил, что «этот человек не новичок в медиабизнесе». «Газета.Ru» расспросила Алексея Пивоварова, Александра Расторгуева и Павла Костомарова, какой они видят «Реальность.doc»

— За последние лет пять режиссерский дуэт Костомаров — Расторгуев трижды менял жанр: от традиционного неигрового кино к игровому «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю», затем к веб-документалистике «Срока», а теперь к народному реалити-шоу. Вам не сидится в традиционном жанре?

Расторгуев: Есть сферы производства, которые абсолютно коррумпированы. Есть сферы кино, в которых главная цель проекта — загрузить цеха транспорта, декораторский и т. п. Творческая удача в таких кинопроектах становится элементом не заложенной случайности. Существовать в таком пространстве продуктивно могут либо люди невероятно живучие, либо счастливчики, попавшие в ситуации дружеских отношений с продюсером. Нам в таком пространстве существовать сложно. Мы нашли такого продюсера — это Алексей Пивоваров. Когда мы делали «Я тебя люблю», возник вопрос нового носителя: как снимать так, чтобы было подлинно? Мы раздали камеры людям.

Костомаров: Не стоит думать, что нам нет житья в кино: есть некоторое количество интересных сценариев и режиссеров, с которыми мне, например, интересно работать как оператору. Нас просто интересует все интересное, творческое, все, от чего горят глаза. В той заскорузлой индустрии, какой является российский кинематограф, горящих глаз, прямо скажем, мало.

Расторгуев: Мы несколько лет назад предлагали подобную историю Александру Роднянскому — ему показалось, что она не ко времени и не сработает. Пивоваров посудил иначе.

— Есть информация, что в «Я тебя люблю», на которую более всего похож ваш новый проект, все-таки были постановочные сцены. Будут ли они и в новой работе?

Павел Костомаров: Слово «постановочные» — это слишком грубо. В «Я тебя люблю» мы предлагали героям «взять за основу» те или иные обстоятельства, «вводные», повести ситуацию тем или иным образом. Но внутри них они были свободны вести себя, как им заблагорассудится. Мы не применяли к этим сценам инструментария игрового кино — не выстраивали кадр, не прописывали реплики, не мизансценировали. В новой работе по мере развития героев этот инструмент тоже будет использоваться.

— Как по-вашему, наблюдается ли в стране тот самый «подъем документального кино», о котором пишет пресса?

Расторгуев: Ничего подобного я не замечаю. Даже на самом большом фестивале документального кино показывается где-то семь фильмов в год — и это результат работы целой страны, целой отрасли; ко многим из этих картин есть претензии по качеству. Я бы даже сказал, что в качественном отношении ситуация становится только хуже: в эту сферу пришли пусть маленькие, но деньги, и поэтому очень часто выпускаются документальные фильмы, которые, строго говоря, фильмами и не являются. Есть еще телевизионные документальные фильмы, которые, в общем, к документальному кинематографу не имеют никакого отношения.

— Но о перспективности этой отрасли говорят не только кинокритики, но и Иван Демидов, заместитель министра культуры РФ по кино. Он заявил, что Минкульт будет поддерживать отечественных документалистов. И что в выделении поддержки проектам будет учитываться как благоприятствующий и такой фактор, как заинтересованность телеканалов в проекте. Вами уже интересуется СТС — вы бы стали сотрудничать с Минкультом?

Пивоваров: Не вижу ничего плохого; Минкульт неоднократно финансировал мои телевизионные фильмы. Но — и я в этом убедился, когда стал снимать про политическую жизнь 2011—2012 года, — «телевизионная документалистика» и документальный кинематограф — это две вообще разные профессии. Они похожи, но они разные. Именно поэтому я и стал взаимодействовать с Павлом и Александром. Возможно, Демидов не очень осознает разницу между этими двумя профессиями. Есть множество фильмов, которые снимаются непосредственно для телеканалов и по заказу телеканала. А есть некоторое количество офигенно талантливых людей, которые делают офигенно талантливое документального кино, которое для ТВ вообще не предназначено. Просто потому, что на массовом ТВ это вообще не будут смотреть. И если уж говорить по-честному, то деньги больше всего нужны тем, кто с ТВ вообще никак не связан.

— Вы сказали, что ищете людей пассионарных, которые хотят быть звездами или станут ими. В то же время сейчас снимается много интересных фильмов о персонажах принципиально «незвездных» — о больничных клоунах, сельских жителях, пьяницах. Повседневность вас в «Реальности» не интересует?

Расторгуев: Еще больше нас интересуют герои и истории. Возьмем пример — гибель бойца — метателя гранаты под гусеницами танка. В художественном фильме будет показана так: план гранаты, сосредоточенное лицо бойца, надвигающийся танк. А мы покажем всю окружающую это событие жизнь героя — от того, как он ест суп перед боем, до момента, когда он лежит раздавленный танком. Но важен здесь прежде всего герой.

— Вы не боитесь, что ваши пассионарные герои, как некоторые герои «Срока», будут нарушать закон, а у вас, как следствие, будут неприятности — например, обыски, как у Павла Костомарова?

Пивоваров: Если с самого начала задумываться о возможных неприятностях, лучше вообще не браться. Конечно, на ТВ ограничений больше — там, возможно, будут отбирать, что показывать, а что нет. Интернет в этом смысле гораздо более свободная территория.