Пенсионный советник

«Нас не устраивает, как происходит управление памятниками»

Глава Росимущества Ольга Дергунова – о «списке Мединского», деятельности агенства по управлению памятниками культуры и продаже объектов культурного наследия

Игорь Карев 27.11.2012, 18:18
Глава Росимущества Ольга Дергунова Виталий Белоусов/ИТАР-ТАСС
Глава Росимущества Ольга Дергунова

Глава Росимущества, заместитель министра экономического развития России Ольга Дергунова рассказала «Газете.Ru» о том, почему объектами культурного наследия управляют неэффективно, при каких условиях возможна их продажа, и какая часть памятников культуры сейчас действительно охраняется.

В начале недели ряд СМИ сообщил, что Министерство культуры предложило Росимуществу включить в программу аренды памятников культуры «рубль за метр» (когда съемщик платит символические деньги за то, что вкладывает средства в реставрацию) те здания, которые в действительности не требовали восстановления. Эту информацию сразу опроверг министр культуры Владимир Мединский: под программу попадут только те памятники, которые лежат в руинах, а остальные будут сдаваться в аренду — или продаваться — по коммерческим ценам. В действительности попавший в руки журналистов список касался памятников культуры, которые планируется передать в оперативное управление уполномоченному агентству. Таковым до сих пор было ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (АУИПИК). В настоящее время Минкульт вместе с Росимуществом проводят комплексную проверку этого учреждения. Претензии к АУИПИК есть как со стороны Минкультуры, так и со стороны Росимущества: по мнению чиновников, оно так и не смогло разобраться с переданными ему объектами. Глава Росимущества, заместитель министра экономического развития РФ Ольга Дергунова рассказала «Газете.Ru» о проверке деятельности агентства по управлению памятниками, о том, что сейчас делается для улучшения ситуации и при каких условиях возможна продажа объектов культурного наследия в частные руки.

— Вчера были сообщения о том, что под льготную аренду памятников истории и культуры попадут и объекты культурного наследия, которые находятся в хорошем состоянии. Эту информацию опроверг министр культуры Владимир Мединский. Можете прокомментировать сложившуюся ситуацию?

— Мне кажется, что министр культуры исчерпывающим образом прокомментировал эту ситуацию. Законопроект о льготной аренде касается арендаторов, готовых взять на себя обязательство по восстановлению руинированных памятников с последующей льготной ставкой по аренде — условно это называется «аренда за рубль». Но такая аренда возможна только после восстановления и по результатам восстановления.

То есть произошла подмена понятий — когда мы говорим о льготной аренде, то обсуждаем восстановление именно руинированных памятников.

— Отправной точкой скандала стала передача 111 объектов ФГБУК АУИПИК.

— Задача АУИПИК — управление памятниками культуры и проведение реставрационных работ на тех объектах, которые за ним закреплены. После появления законопроектов об охране памятников — а этот вопрос стоял и стоит крайне остро — Минкультуры и Росимущество начали проверку деятельности этого агентства. На сегодняшний день из 2,5 тысячи памятников полностью на учете в АУИПИК состоит всего 241 объект, а оставшиеся хоть и находятся в собственности Российской Федерации, но права на них должным образом не оформлены. Инвентаризация этих объектов будет продолжена, а решение по каждому из них будет приниматься последовательно с проверкой их текущего состояния. Работа комиссии еще не завершена, но нас не устраивает, как это агентство управляет памятниками.

— На брифинге в Минкультуры было объявлено о создании новой структуры — акционерного общества, которое и будет заниматься сдачей в аренду или продажей памятников. В каком виде это АО будет создано?

— Вопрос о восстановлении руинированных памятников и движение в сторону законодательного урегулирования должны быть подкреплены практическими шагами. В том числе обсуждается и возможность создания акционерного общества — со всеми формами должного корпоративного контроля, советом директоров и с участием независимых экспертов. Чтобы этому АО передать руинированные объекты, и оно будет действовать в рамках будущего закона о восстановлении памятников наиболее понятным, открытым и предсказуемым способом. Но пока нет ни принятого решения по законопроекту, ни решения по акционерному обществу.

— Что должно получиться в итоге, после окончания всех проверок, подписания законов и создания структур?

— В идеале должно быть так: все права должны быть зарегистрированы, все объекты должны быть поставлены на балансовый учет, должна вестись отчетность по каждому из объектов, в том числе и по затратам на них, включая реставрационные работы. То есть должна вестись нормальная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

— Какова позиция вашего ведомства относительно продажи памятников в частные руки — ведь таким образом государство частично теряет контроль над их состоянием?

— Если продажа памятника – то это должен быть понятный и предсказуемый процесс с охранными обязательствами, на аукционе, с последующей проверкой, и такая продажа имеет право на существование.

В случае продажи, мне кажется, следует говорить не о том, что государство распродает все памятники, а об избирательном подходе. Государство имеет право решить, что некоторые памятники в частных руках или будут более востребованы и лучше восстановлены, или не имеют такого культурологического значения, которое требует их непременного сохранения в собственности Российской Федерации.