Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Никогда не знаешь, на кого тебя замкнет»

Интервью режиссера мультфильма «Монстры на каникулах» Геннди Тартаковского

Владимир Лященко 16.10.2012, 17:36
Режиссер Геннди Тартаковский startnovosti.ru
Режиссер Геннди Тартаковский

Режиссер Геннди Тартаковский рассказал «Газете.Ru» о своем мультфильме «Монстры на каникулах», господстве студии Pixar, грядущем ренессансе рисованной анимации и влиянии русской культурной почвы.

В прокат выходит мультфильм «Монстры на каникулах» (в оригинале — «Отель Трансильвания») про то, как в жизнь постояльцев графа Дракулы (чудовище Франкенштейна, оборотень и прочая нежить) вторгается юный американский путешественник. Бодрую 3D-картину про полеты на столах, прыжки в воду и влюбленную дочь Дракулы срежиссировал рожденный в СССР, но состоявшийся в США аниматор Геннди Тартаковский. Режиссер рассказал «Газете.Ru» о претензиях кинокритиков, влиянии Миядзаки и играх подсознания.

— Вам не кажется, что Джони для Мэвис, симпатичной, умной девушки, к тому же дочери Дракулы — это какой-то мезальянс?

— Студия вот тоже хотела кого-нибудь посимпатичнее для нее. А мне как раз не нравится, особенно в анимации, что все должны быть красавчиками. Порой влюбляешься в личность, а не в смазливую мордашку.

Так что я хотел создать героя забавного, но интересного. И у Джонатана есть все, чего она хочет, поэтому они отличная пара.

— А что, собственно, у него есть? Мы знаем, что он любит путешествовать, все время куда-то лезет и бывает крайне назойлив...

— Ну, я знавал таких, как он: хоть сейчас на вечеринку, очень позитивные, полны жизни и энергии. Джонатан оптимист, которого ничто не способно всерьез расстроить, он во всем предпочитает находить что-то хорошее, любит свою жизнь — это очень привлекательная черта. Ну и в любой истории любви есть что-то иррациональное: никогда не знаешь, на кого тебя замкнет.

— Вы известны как создатель собственных героев и историй: Декстер из «Лаборатории Декстера», Самурай Джек. Как этот сценарий попал к вам? Там же образовался довольно большой список режиссеров, которые за него брались?

— Да, я оказался шестым в этом списке. И когда приступил, уже были созданы несколько персонажей, некоторое количество декораций, придуманы какие-то места действия, а история все еще не была доработана. Так что у меня была возможность взять сырой материал, задать новое направление сюжету, задать тональность: мне же хотелось снять большую веселую комедию. Для меня это история про то, каково Дракуле быть папой. Он такой большой, могущественный король монстров, но в то же время он отец с разбитым сердцем.

— Зрители, судя по сборам, всем довольны, а у критиков к сценарию есть претензии...

— Тут вот какое дело: одна из главных проблем с анимационными фильмами на сегодня заключается в том, что утвердилось представление, будто возможен только один путь. И лучшее на этом пути называется Pixar. Мне нравится Pixar, не вопрос, но зачем сравнивать с ними любой мультфильм?

Я не пытался сделать «пиксаровский» мультфильм — мы хотели снять веселую дурашливую комедию. Совсем несерьезную, где скорее важны юмор и гэги, а не драма и сильные переживания. То есть переживать за наших монстров, конечно, можно, но до слез они вряд ли доведут. А критики приходят, видят такую историю и кривятся: «Ну нет, это не Pixar!».

— Я финальные титры до конца досмотрел, там после узнаваемо ваших 2D-мультиков идут фоном чуть ли не акварельные рисунки — они чьи?

— Поскольку мультфильм шесть лет делали разные люди, накопилось много интересного, и я подумал, что здорово будет вместо черного фона на титрах показать замечательные наброски, которые художники рисовали в процессе подготовки картины.

— Сложно сегодня представить себе полнометражный мультфильм, сделанный в такой манере — кругом один 3D.

— Да, но меня часто спрашивают про двухмерную анимацию, и возникает ощущение, что спрос на двухмерную анимацию, потребность в ней постепенно растет. Когда на экраны вышла «История игрушек», все сказали: «Вау!». Это было что-то новое, но сегодня все рисуют на компьютерах в 3D, этим уже никого не удивишь. Так что через год-два наступит момент для возвращения 2D, только оно тоже должно быть новым, непохожим на все, что было раньше.

— Кто-то из старых мастеров влиял на вас?

— В работе над «Монстрами на каникулах», например, главным источником вдохновения был Миядзаки: «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке», «Небесный замок Лапута» — невероятные мультфильмы, даже его полнометражный дебют «Замок Калиостро» был фантастическим. В смысле ремесла повлияли ранние диснеевские шедевры «Пиноккио», «Белоснежка» — я их очень люблю. В «101 далматинце» выдающийся дизайн.

— А новые мультфильмы часто смотрите?

— Конечно, у меня же трое детей. Но, знаете, с трудом. Я же люблю рисованную анимацию, так что в 3D история и герои должны быть невероятно хороши, чтобы мне понравиться. Увы, по большей части они заставляют меня с новой силой скучать по нарисованным картинкам.

— Японцы продолжают рисовать, и не только Миядзаки. Видели «Железобетон» (полнометражный мультфильм японского производства, снятый Майклом Ариасом по манге Мацумото Тайё)?

— Кстати, да, видел. Впечатляющий, очень красивый.

— И все же следующий ваш мультфильм будет в 3D: вы собираетесь снимать мультфильм про моряка Попая с марвеловским продюсером Ави Арадом и обещаете придумать что-то невообразимое и высокохудожественное. Что именно?

— Я только потому и согласился на Попая, что это возможность сделать что-то новое в анимации. Возможность поработать с физической анимацией, с пластикой героев. Юмор Попая не разговорный — он физический: драки, падения. Этот юмор, этот персонаж рождаются в движении, а это как раз то, что мне интересно в анимации. Хочу создать уникальный визуальный ряд, сохранить специфику героя. В мультфильме три четверти времени не будет болтовни, он будет физиологичный, нутряной, грубый даже в каком-то смысле. И вдобавок это будет почти мюзикл. На самом деле фильм целиком в голове пока не сложился, но уже близко к тому.

— Вы родились в Москве, какое-то время в детстве жили в Италии, потом стали американцем: это как-то повлияло на вас?

— Мне нравится думать, что да. Как-то раз во время интервью журналистка решила провести экспресс-сеанс психоанализа, проанализировать меня. Она сказала, что многие мои истории посвящены тому, как аутсайдер пытается встроиться в мир: найти дом, найти свой путь, найти себя, добиться признания, быть принятым. Я об этом не думал и точно не придумывал такие сюжеты специально, но, пожалуй, мое подсознание способно на подобное. История моей жизни находит выход в мультфильмах, за которые я берусь.