Пенсионный советник

Убить по-русски

Телеканал НТВ покажет фильм «Служу Советскому Союзу!»

Дмитрий Черемнов 22.06.2012, 11:04
Кадр из телефильма «Служу Советскому Союзу!» poltora-bobra.livejournal.com
Кадр из телефильма «Служу Советскому Союзу!»

Телеканал НТВ покажет фильм «Служу Советскому Союзу», несмотря на протесты блогеров и просьбу министра культуры: в день 71-й годовщины начала Великой Отечественной войны решено рассказать, кто же на самом деле выиграл войну.

Бывший журналист и главный редактор газеты «Трудовой народ» Михаил Донцов (Максим Аверин) валит лес в лагпункте номер 19, где-то в Карелии: во вверенном ему издании была допущена нелепая опечатка в фамилии товарища Сталина, а прощать такие преступления было не в традициях правоохранительных органов того времени. Донцов помогает другим политзаключенным перевыполнить норму, пытается ужиться с отпетыми уголовниками и получить хоть какие-то вести с воли.

Когда в руки зэкам попадает обрывок газеты, они узнают страшную правду – идет война с немцами, а Красная армия отступает на всех фронтах.

Гражданская жена Донцова, певица Таисия Мещерская (Нонна Гришаева), тоже, что называется, мотает срок: она посмела отказать во взаимности всесильному Берии и отправилась вслед за мужем в места не столь отдаленные, но не валить лес. Мещерская поет в составленной из заключенных культбригаде, которая совершает объезд лагерей; очередной концерт планируется дать как раз там, где отбывает срок Донцов. Трогательная встреча двух влюбленных заканчивается неожиданно: к лагпункту выходит отряд немецких диверсантов, охрана лагеря поспешно бежит, бросив зэков, артистов, а частично и солдат из своего невеликого состава на произвол судьбы. Тем не остается ничего другого, кроме как взять в руки оставленное сотрудниками НКВД оружие и уничтожить врага.

Начинающий режиссер Александр Устюгов (сериал «Государственная защита») снял по повести Леонида Менакера «Обед с дьяволом» картину «Служу Советскому Союзу!». Заслуженный советский режиссер и сценарист Менакер (кстати, троюродный брат Андрея Миронова) снимал немного, но его ленты оставались в памяти зрителей, например он сделал многосерийный биографический фильм «Никколо Паганини» и экранизировал книгу фантаста Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».

Книга «Обед с дьяволом» и сценарий на её основе стали последними работами Менакера: он скончался в апреле этого года.

Лебединая песня Менакера прозвучала громко — правда, не сразу. В феврале этого года «Служу Советскому Союзу!» был показан по украинскому телевидению и не вызвал никакой реакции – ни положительной, ни отрицательной. Почти сразу же после премьеры фильм оказался доступен пользователям торрент-трекеров во вполне приличном качестве, опять же не став причиной ажиотажа. Но затем телеканал НТВ купил права на его показ и поставил в сетку вещания на 22 июня, после чего интернет-пользователи рассмотрели фильм более пристально и подняли скандал. Аналогичная ситуация была буквально месяц назад: руководство телеканала вынуждено было снять с эфира фильм «4 дня в мае»: приуроченная ко Дню Победы картина о том, как советские разведчики совместно с фашистами защищают немецкий сиротский приют от красноармейцев-насильников, породила шквал писем протеста от организаций ветеранов.

В случае со «Служу Советскому Союзу!» недовольство также вызвала дата показа. Сюжет фильма не нов: как зэки вдруг проникаются любовью к Родине и начинают с оружием в руках защищать её от фашистов, рассказывалось неоднократно,

взять хотя бы вышедший в 2004-м сериал «Штрафбат» или недавние ленты Никиты Михалкова из франшизы «Утомленные солнцем». Общим при таком подходе к войне является вполне закономерный перенос основного конфликта с противостояния «наши--немцы» на разборки главных героев (как правило, несправедливо посаженных по надуманным обвинениям) с уголовниками и представителями «кровавой гэбни».

«Служу Советскому Союзу!» уступает и «Штрафбату», и тем более вторым «Утомленным солнцем» в любом их виде: бюджет картины явно не размашист и, судя по всему, большей частью был потрачен на батальные сцены с каскадерами и спецэффектами. Потрачен, кстати, совершенно напрасно: фильм если и запомнится зрителям, то не тем, как толпа зэков мастерски расправляется с немецким десантом; вряд ли его будут вспоминать и в связи с трагической судьбой Михаила Кольцова, который послужил прототипом главного героя. Картину вспомнят, скорее всего, как пример творческой неудачи Менакера, среди работ которого были и ленты о Великой Отечественной – дебютный «Жаворонок» о побеге танкистов из немецкого плена, пронзительно-лиричная мелодрама «Не забудь... станция Луговая» с Георгием Юматовым и Аллой Черновой и военная драма о нацистских преступниках «Опознание».

У «Служу Советскому Союзу!» две основные проблемы. Первая и главная – как раз сценарий, который разваливает фильм на две части: в одной показана предыстория и лагерный быт, а во второй происходит нападение немцев.

Связать эти части воедино в историю любви главных героев не в состоянии даже рояли в кустах, которых в фильме превеликое множество –

от странного поведения беззубой охраны лагеря до не менее странных действий опытных вроде бы диверсантов, от оставленного чекистами оружия, которого хватило на целый взвод, до зэков, втихую снимающих снайперов и затем толпой атакующих позицию с пулеметом; финальная же сцена в лагере тянет на притаившийся в тех же кустах целый симфонический оркестр. Вторая проблема появляется как следствие первой и является почти стандартной для современного российского кинематографа: актеры играют, стараясь не выходить за границы образов, в результате чего получается набор ходячих клише — благородный политзэк и столь же благородный уголовник-меджвежатник, красивая стерва, которую все хотят, похотливый Берия и чекисты-преступники.

Выбор дней показа объединил «Служу Советскому Союзу!» и «4 дня в мае»: в любое другое время они прошли бы спокойно и наверняка незаметно. В конце концов, «4 дня» уже показывали в кинотеатрах, картина получала призы на кинофестивалях — и небо на землю не рухнуло.

Но тут шум телеканалу поднять удалось – об этих фильмах как минимум заговорили.

НТВ регулярно попадает в скандалы, связанные с выбором времени выхода в эфир различных противоречивых материалов. В пасхальную ночь 1997 года телеканал пытался показать фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» — после протестов верующих трансляцию перенесли на ноябрь, но от обвинений в кощунстве такой шаг не спас. Год назад, опять же перед Пасхой, канал показал документальный фильм-расследование о Благодатном огне, который ежегодно нисходит в Иерусалиме. В декабре 2011 года на НТВ вышел документальный фильм «Анатомия протеста», в котором рассказывалось о платности протестных акций – он вызвал резко негативную реакцию протестующих, вплоть до призывов к бойкоту канала.

Снять с эфира «4 дня в мае» руководство НТВ решило после писем ветеранов войны, заменив её фильмом Михаила Пташука «В августе 44-го». В случае с картиной Устюгова с рекомендацией сделать нечто подобное выступили не только блогеры, но и министр культуры Владимир Мединский, который сам не чужд историческим изысканиям: его книга «Война. Мифы СССР. 1939–1945» вышла в 2011-м. В открытом письме к генеральному директору НТВ Владимиру Кулистикову Мединский назвал фильм «Служу Советскому Союзу!» более чем спорным и рекомендовал перенести его показ на любой другой день. Свою просьбу он обосновал личными впечатлениями от просмотра и многочисленными письмами, поступившими в Минкультуры. На телеканале ситуацию обдумывали три дня и всё-таки приняли решение оставить картину в сетке – её покажут 22 июня в 19.30.