Пенсионный советник

С подлинным верно

Выставка «Гений да Винчи» в арт-центре «Ветошный»

Велимир Мойст 02.03.2012, 13:48
__is_photorep_included4019813: 1

В столичном арт-центре «Ветошный» открылась выставка «Гений да Винчи», представляющая собой наглядное пособие для всех, кто интересуется как художественным, так и техническим творчеством Леонардо.

Среди всех брендов в мире искусства Леонардо, пожалуй, самый раскрученный. При этом коммерческая составляющая легенды никак не связана с торговлей его произведениями. Торговать практически нечем: наследие да Винчи, дошедшее до наших дней, сосредоточено в крупнейших мировых музеях и архивах. На рынке не встретишь даже автограф. Заработать на имени гениального автора можно путем мерчендайзинга — сбытом сувенирных маек с изображением «Моны Лизы» или «витрувианского человека» или через популярные книжные и кинопроекты (см. «Код да Винчи»). Не упустить своей прибыли хотят и представители зрелищного научпопа.

Около десяти лет назад возникла идея собрать в рамках единого шоу буквально все придумки, когда-либо приходившие в голову Леонардо и зафиксированные в его трактатах и записных книжках.

Результат вполне оправдал надежды создателей проекта — итальянской ассоциации Anthropos и компании Grande Exhibitions. Выставка несколько лет успешно гастролирует по миру, иногда даже проходит в двух точках одновременно, поскольку поддается клонированию. Скажем, недавняя демонстрация «Гения да Винчи» в Артиллерийском музее Петербурга совпала по времени с мадридской гастролью, а московский вернисаж происходит на фоне аналогичной выставки в Техасе.

Впрочем, эксклюзива никто и не обещал. Выставка не предполагает каких-либо уникальных экспонатов: в отличие от нашумевшей лондонской экспозиции, собравшей под одной крышей девять из пятнадцати подлинных картин Леонардо, речи о раритетах не идет - здесь новодельные макеты, компьютерное видео и качественные репродукции.

В основу проекта положены рисунки и чертежи, по которым реконструированы десятки леонардовских изобретений в различных сферах — гидравлике, аэродинамике, военной инженерии. Не секрет, что большинство этих устройств и приспособлений при жизни да Винчи не только не были внедрены в практику, но даже и не создавались на уровне макетов.

Правители, при чьих дворах работал Леонардо, — представители рода Медичи, Лодовико Моро, Чезаре Борджиа, Франциск I — чаще всего ему благоволили, но предпочитали использовать для декорирования празднеств и создания произведений искусства. Научно-технические идеи Леонардо представлялись им или чересчур завиральными, или слишком дорогостоящими. Достоверно известно, что одно время Леонардо всерьез подумывал о переезде в Османскую империю, чтобы строить там по своему проекту мост через Босфор: это могло бы стать его триумфом в качестве инженера. А в Италии той поры было не до масштабных инноваций: иноземные вторжения чередовались с местными вооруженными разборками.

В отсутствие прочной экспериментальной базы гений скорее фантазировал, нежели детально проектировал. Однако эти фантазии нередко носили прикладной характер: в экспозиции представлены разнообразные устройства для перекачивания воды, перемещения грузов и уничтожения себе подобных.

Да, Леонардо много внимания уделял «оборонке». И хотя имеются определенные сомнения относительно того, что всевозможные «скорострельные орудия многонаправленного действия» действительно функционировали бы, дойди вдруг дело до их внедрения, ясно одно — их создатель хотел быть востребованным, пусть даже в милитаристской сфере. Осадные машины и подводные лодки, понтонные мосты и катапульты, скафандры и водоступы — все эти придумки теоретически могли бы заинтересовать его высоких покровителей.

И даже прообраз современного вертолета или «махолет» с матерчатыми крыльями не выглядят совсем уж бредовыми проектами даже с позиций пятисотлетней давности

Особый раздел выставки посвящен живописным творениям Леонардо. В частности, здесь во всех подробностях исследована «Джоконда», снятая недавно французом Паскалем Котте на мультиспектральную камеру. Надо сказать, все эти укрупненные фрагменты в ультракрасном и ультрафиолетовом ореоле могли бы заинтересовать разве что реставраторов, историков искусства и других узких специалистов, если бы речь не шла о легендарной картине. Устроители сделали ставку на то, что публика будет заинтригована приобщением к технологическим тайнам, и, кажется, не ошиблись. Во всяком случае, на вернисаже зрители послушно переходили от постера к постеру, один за другим открывая для себя анонсированные «25 секретов Моны Лизы». Словом, шоу имени Леонардо да Винчи своих целей достигает: не сообщая ничего нового, с предметом рассмотрения дает возможность познакомиться со всех сторон.