Пенсионный советник

Большой прокат для маленькой компании

Фильм «Шапито-шоу» заработал в прокате 12 млн рублей

Алексей Крижевский, Игорь Карев 08.02.2012, 18:47
«Шапито-шоу» Сергея Лобана sh-sh.ru
«Шапито-шоу» Сергея Лобана

Фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу» вышел на экраны «самокатом», без участия мейджоров: за второй уикенд сборы картины выросли на четверть, обсуждается и увеличение количества экранов. «Парк культуры» попробовал выяснить, будут ли продолжены подобные эксперименты в дальнейшем, как оценивают достигнутые результаты дистибуторы и что они ожидают от фильма.

Две недели назад вышел в прокат фильм «Шапито-шоу», ставший одной из самых громких премьер прошлогоднего ММКФ и одним из самых неформатных фильмов в российском кино: лента длиной в 3,5 часа, состоящая из четырех взаимосвязанных новелл, вышла на экраны двумя частями — «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество». Еще в дни фестиваля представители выпускавшей компании Organic Films говорили, что для выпуска фильма в прокат потребуется эксперимент — так называемый ступенчатый прокат, когда сеансы двух фильмов расположены подряд, чтобы предоставить зрителю возможность пойти на вторую часть в том случае, если ему понравилась первая.

После фестиваля Organic Films (до «Шапито» выпустившая на экраны «О чем говорят мужчины») вела переговоры с крупными российскими прокатчиками, среди которых были такие компании, как «Вольга» и «Парадиз». Однако в итоге последовала примеру создателей фильма «Елена» и «Портрет в сумерках» и заключила договор с небольшой независимой компанией: в случае фильма Сергея Лобана ею стала «The Future Shorts». В кинобизнесе такая схема, когда фильм выходит без поддержки прокатного гиганта, называется «самокатом».
«Самокат» не означает, что им занимаются дебютанты. Наоборот, он требует профессионалов, коими являются, например, прокатчики фильма «Елена» — компания Non-Stop Production», — сказал директор The Future Shorts Максим Кузьмин.

За второй уикенд проката фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу» заработал 6,4 млн рублей — это на 27% больше, чем в предыдущие выходные, которые принесли 5 млн рублей. Общая выручка картины за полторы недели составила 12 млн рублей, за это время её посмотрели 80,9 тысяч зрителей.

Цифры, конечно, не впечатляют: российский прокат знал и лучшие результаты. Но в данном случае интересны не они, а итоги прокатного эксперимента. Отметим, что фильм еще идет в кинотеатрах: к следующей неделе планируется увеличить количество прокатных копий с теперешних 68 до примерно 90–95; в премьерный уикенд, кстати, фильм стартовал с 63 залов. Тем не менее определенные выводы сделать можно уже сейчас.

«Если фильм собирает во второй уикенд больше, чем в первый, это значит, что картину прокатчики изначально недооценили. Таких картин бывает крайне мало. В случае стандартного проката сборы во второй же уикенд падают до 70%», — сказал «Парку культуры» глава компании Movie Research Олег Иванов.

Максим Кузьмин рассказал «Парку культуры», что с самого начала считал «Шапито-шоу» фильмом «второго уикенда». Он и его компания убеждали кинотеатры работать с фильмом как можно дольше.

«Никакой маркетинг, никакой пиар никогда не будет работать так, как «сарафанное радио»: люди смотрят, приходят домой, рассказывают друзьям — и в следующий уикенд мы видим результат», — сказал Кузьмин корреспонденту «Парка культуры».

Он уверен, что некоторые фильмы просто нельзя прокатывать через мейджоров.

«У крупных компаний фильмы выходят каждые две-три недели. Это конвейер, и им некогда заниматься тонкой настройкой проката одного-единственного релиза», — сказал Кузьмин. Он добавил, что на этом конвейере «все идет по шаблонному сценарию»: выпускаются сотни копий, идет стандартная и дорогостоящая промокампания, одни копии проваливаются, другие приносят доход.

«Не прорабатывая буквально каждую копию, успеха в прокате сложно устроенной картины добиться нельзя. Эти фильмы требуют внимания к себе», — заключил он.

В качестве примера «тонкой настройки» Кузьмин привел работу как раз по «Шапито-шоу»: в течение двух недель проката его компания точечно направляла усилия по PR и маркетингу в те российские города, где наблюдалось падение интереса к картине.

«Примерно год назад кинотеатры стали отходить от так называемого вертикального проката, характерного для блокбастеров: оказалось, что при схеме, когда пять-шесть картин занимают все экраны, кинотеатры часто упускают своего зрителя. Стало ясно, что так называемое «ядро» при таком прокате — молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет, а это от 3 до 4 миллионов зрителей в России в целом. Остальную аудиторию кинотеатры просто теряли», — объяснил Иванов.

«Эта угроза заставила кинотеатры пересмотреть свою политику и переходить к так называемому горизонтальному прокату, когда картина, к которой есть устойчивый интерес зрителя, идет долго, — продолжил эксперт. — Так, например, по моему ощущению, «Шапито-шоу» можно прокатывать в течение всего года. Одним из факторов этого является отличная работа на фазе вывода фильма к зрителю: была разработана схема, при которой неформатный с точки зрения хронометража фильм разделен на две части и одна часть «продает» другую.

Если бы прокатчики пошли по стандартному пути (тысячи копий, агрессивная реклама и короткий прокатный цикл), зритель «Шапито-шоу» не встретится бы со своей картиной».

Прокатная судьба предыдущих «самокатов» складывалась по-разному. Удостоенный множества премий (в их числе награды Каннского кинофестиваля и недавний российский «Золотой орел»), фильм Андрея Звягинцева «Елена» вышел в прокат 29 сентября 2011 года при довольно сильной медийной поддержке. Напомним, что незадолго до этого разразился скандал с выдвижением от России на «Оскар» за лучший иностранный фильм картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель», а его соперниками были «Фауст» Александра Сокурова и «Елена». В первый уикенд «Елена» заработала 7,7 млн рублей, со вполне приличной средней наработкой на копию — 103 тысячи рублей, а через неделю выручка упала на треть (5,1 млн рублей). В целом прокат «Елены» продолжался месяц и принес 20,5 млн рублей. Кроме того, фильм вышел или выйдет в прокат в 45 странах, в том числе в США. «Портрет в сумерках», который тоже имеет несколько наград, вышел 10 ноября прошлого года в 60 копиях, заработал за премьерный уикенд около 950 тысяч рублей и затем тихо исчез из кинотеатров.

Олег Иванов напомнил о феномене фильма «Неадекватные люди» Романа Каримова — самого прибыльного проекта 2011 года: «Неадекватные люди» — это пример чуда, но не метода. Молодые люди за крайне небольшую сумму денег сняли кино, сборы которого во много раз превысили затраты. Но говорить о какой-то методике в данном случае нельзя, хотя мало- и безбюджетные фильмы явно будут появляться».

Перспективы рынка «самокатов» собеседники «Парка культуры» оценивают оптимистично, однако не забывают упомянуть о возможных подводных камнях.

«Независимый прокат – это, несомненно, неплохой бизнес. Он не гарантирует высокие доходы, но то, что люди начинают разрабатывать эти новые схемы, — это очень хороший знак: отрасль диверсифицируется», — уверен Иванов.

Основной трудностью небольших прокатных компаний, по его мнению, может стать отсутствие финансовой дисциплины у кинотеатров.

«Они просто не приучены вовремя возвращать деньги, а для маленьких компаний это может быть критично. С такой проблемой в свое время столкнулся Тимур Бекмамбетов, который фильм «Елки» хотел прокатывать сам. Крупный мейджор может держать кинотеатр в узде, угрожая лишить копии следующего блокбастера, а вот маленькой компании защищаться нечем», — заключил эксперт.

В том, что «Шапито-шоу» окупится, Кузьмин не сомневается: «Права на показ фильма уже проданы нескольким телеканалам за сумму порядка 300–400 тысяч долларов. Вкупе с продажей прав на территории СНГ и выпуском DVD будет собрана сумма, которая превысит потраченные на картину 2 миллиона долларов».