Пенсионный советник

Бюджетный министр

Министр культуры подвел итоги года

Игорь Карев 26.12.2011, 21:35
Министр культуры Александр Авдеев подвел итоги года ИТАР-ТАСС
Министр культуры Александр Авдеев подвел итоги года

Министр культуры Александр Авдеев подвел итоги года, подробно рассказал о том, сколько денег нужно, чтобы преодолеть кризис нравственности, измерил долю балласта в театральных труппах, отметил положительный эффект от митингов протеста, а также призвал американские власти отменить решение суда по «библиотеке Шнеерсона».

«Подход к культуре как к чему-то второстепенному, её финансирование по остаточному принципу привело к кризису нравственности», — заявил министр культуры Александр Авдеев на традиционной, посвященной итогами года пресс-конференции, прошедшей в понедельник в ИТАР-ТАСС.

Общение с журналистами министр начал с того, что отрасли не хватает денег:

по словам Авдеева, для нормальной деятельности ведомства необходимо 120 млрд рублей в год, бюджет же Минкультуры на 2012 год составляет всего 88 млрд рублей.

Правда, министр тут же уточнил, что вместе с «косвенными ручейками» будет 94 миллиарда, и отметил, что бюджет на культуру в его бытность министром ни разу не снижался, а в период с 2009 по 2011 годы даже увеличился на 25%. «Но только волевым решением председателя правительства», — заключил Авдеев.

Он добавил, что недостаток финансирования приводит к необходимости жесткого контроля расходования средств. «Мы понимаем, что деньги нужно расходовать оптимально», — объявил министр. Авдеев рассказал о договоре, заключенном со Счетной палатой, которая регулярно проверяет финансовую дисциплину, но не уточнил, будут ли такие проверки обязательными, если бюджет Минкультуры когда-либо достигнет 200 миллиардов рублей.

Министр культуры не впервые отчитывается перед журналистами, рассказывая о годе прошедшем и о планах на год будущий, правда, удержаться в объявленных рамках мероприятия не всегда удается. В прошлом году, например, вместо рапорта о достижениях получился отчет о неудачах – за год их накопилось прилично, и объективно именно они рисовали картину года, заслоняя несомненные достижения. На этот раз более всего занимал министра, видимо, вопрос финансирования – слишком много времени он ему уделил, подробно рассказывая, куда тратит деньги Минкультуры.

Напомним, что обе цифры бюджета, названные Авдеевым в качестве оптимальных (и 120 млрд, и 200 млрд рублей), он уже неоднократно озвучивал – например, весной еще 2010 года.

Справедливости ради отметим, что Авдеев подробно рассказывал и о другой, менее меркантильной, стороне деятельности ведомства. Он напомнил, что в 2011 году были вновь открыты Большой зал Московской Консерватории, Театр наций и – конечно же – историческая сцена Большого театра. И пообещал, что еще один долгострой, вторая сцена Мариинского театра, откроется к концу 2012 года, причем общая стоимость работ на ней достигнет 20 млрд рублей.

Что касается просто реставрации памятников, то, как горестно отметил Авдеев, «здания продолжают разрушаться», — несмотря на то, что «россияне стали острее реагировать на вандализм». Но что-то удается восстановить: по данным министра, в прошедшем году было отреставрировано 57 зданий-памятников («Это очень много», — заметил он).

А также около сотни других памятников – религиозного назначения, на которые была потрачена сумма, сравнимая по объему с господдержкой кинематографа – 5 млрд рублей.

С кинематографом, по словам министра, предстоит много работать, поскольку разорвалась связь между производством фильма и его показом, а наибольший доход приносят «нероссийские» картины; изменился и зритель, который «социально сузился» — в кинотеатры ходят фактически только подростки. Авдеев пообещал, что контроль над прокатом будет восстановлен – для этого вводится единый кинобилет (отметим, что он вводится уже три года) и будет создана региональная сеть кинотеатров с государственным участием. Он отметил сделанные в 2011 году «Фауста» Сокурова, «Елену» Андрея Звягинцева, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и, очевидно запутавшись, добавил про «новый фильм» Станислава Говорухина (напомним, что «В стиле Jazz» вышла в ноябре 2010-го), который недавно возглавил комитет Госдумы по культуре.

«Фильмы есть разные – плохие, средние и хорошие. Четыре или пять хороших фильмов в год из пятидесяти произведенных – это хороший показатель», — заявил Авдеев.

Более жестко министр культуры был настроен по отношению к театру, и особенно — к актерам. «В наследство от советского времени нам досталась штатная основа репертуарного театра», — посетовал министр.

Сейчас, по словам Авдеева, в каждом театре имеется балласт – от 15 до 20 процентов сотрудников, которым не доверяют ролей.

«Им надо бы уйти, но они не уходят – по закону, получают зарплату, и театр ничего не может сделать… Молодые артисты ищут работу, а в театрах рабочие места заняты людьми, уже потерявшими квалификацию», — заявил он. Авдеев добавил, что актеры в обязательном порядке должны быть переведены на контрактную систему – как во всем мире.

Но поскольку этому препятствует трудовое законодательство, Минкультуры предлагает ввести в театрах обязательную аттестацию (подобный порядок действует, например, в медицине): те актеры, которые не смогут подтвердить свою квалификацию, будут уволены, а вновь пришедшие уже будут уже наняты по контракту.

Министр не упомянул, как предполагается бороться со злоупотреблениями при проведении данной аттестации, и что будет делать ведомство, если её не пройдут как раз молодые дарования.

Итоговая пресс-конференция может стать для Александра Авдеева последней: сразу после инаугурации нового президента он должен подать в отставку, и кто будет назначен главой культурного ведомства страны, пока неизвестно.

Но закончил Авдеев на высокой ноте. Для начала он заявил, что развитие гражданской активности, причиной которой стали выборы и нарушения на них, имеет положительный характер.

«Наше гражданское общество развивается очень быстро. В Западной Европе оно развивалось два века, медленно и постепенно, а нам — всего 20 лет», — сказал Авдеев, но добавил, что культурное ведомство не должно быть «идеологизированным» и «не представлять интересы одной партии».

А отвечая на вопрос о «Библиотеке Шнеерсона» и её влиянии на культурный обмен между Россией и США, министр ответил, что решение американского суда незаконно, а переговоры не будут возобновлены до отзыва этого решения и иска.

Напомним, что в августе 2010 года американский суд обязал Россию передать организации американских хасидов «Библиотеку Шнеерсона» – собрание документов и книг любавичских хасидов, часть из которых хранится в центральном военном архиве как трофей времен Второй мировой войны. Россия решение суда не признала, а Минкультуры запретил российским музеям отправлять в США свои экспонаты – опасаясь, что там на них будет наложен судебный запрет. Американские музеи не остались в долгу – и выставки в России лишились экспонатов из США.

«[Американский] cуд принял одиозное решение, которое затрагивает национальный суверенитет Российской Федерации», — отметил Авдеев.

Любопытно, что еще весной этого года, рассказывая об этом деле, министр говорил о ведущихся переговорах, которые обязательно должны закончиться положительно для обеих стран. С чем связано «внезапное похолодание», он не объяснил.