Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Работать не мешали. Просто слежка была все время»

Интервью с Михаилом Угаровым, режиссером спектакля «Двое в твоем доме»

Михаил Угаров рассказал «Парку культуры» о своей документальной постановке про домашний арест Владимира Некляева, знакомстве с белорусским КГБ и политических параллелях между Минском и Москвой.

В «Театре.doc» премьера спектакля «Двое в твоем доме» — о Владимире Некляеве, писателе и общественном деятеле, кандидате в президенты Белоруссии. Точнее, о тех нескольких месяцах, которые Некляев, арестованный год и один день назад, в день выборов, провел под домашним арестом в своей двухкомнтатной квартире в обществе двух сменяющих друг друга сотрудников белорусского КГБ. Вместо злободневного политического спектакля у режиссера Михаила Угарова вышла «драма пространства» — история о том, как надсмотрщик и пленники меняются местами, а смешное круто перемешивается со страшным. Михаил Угаров рассказал «Парку культуры» о том, как проходил сбор документального материала, почему в современной жизни не нужны харизматичные герои и много ли у ситуации в Белоруссии общего с Россией.

— Почему вы назвали «Двое в твоем доме» драмой пространства?

— Это определение дала автор пьесы, Елена Гремина. Здесь это определение напрашивалось: замкнутое пространство, фактически коммуналка. Такое возвращение давно ушедшей в прошлое коммуналки, только в совсем запредельном виде — у тебя двухкомнатная квартира и не просто соседи, а соседи с полномочиями. В советское время было много фильмов и книг о коммунальных квартирах— такое вот нечаянное возвращение дискурса, старая тема на новый лад.

— Вы для себя формулировали, зачем вы вообще за это взялись?

— Конечно, причем с каждым днем становится все яснее. Ситуация похожая до степени сличения — нечестные выборы, протесты, провокаторы, штурм, зачистка, аресты, процессы. Если, не дай бог, 24 декабря будет какая-то провокация — на этом основании можно будет арестовать сотни людей. Хотелось... ну не то чтобы предупредить общество, но хотя бы выговорить это.

— Как проходил сбор материала?

— В Минск отправилась наша драматургическо-режиссерская бригада — Екатерина Бондаренко, Александр Родионов, Талгат Баталов. Они три дня жили в доме Некляевых, вживаясь в то, как все происходило: вот здесь жили «сторожа», вот здесь дверь, к которой Некляеву запрещали подходить. Затем они встречались с минскими диссидентами, ходили на суды и пресс-конференции.

— Белорусские власти не чинили препятствий?

— Удивительно, но нет. Единственное, что за ними постоянно следила машина и пеший сотрудник. Они особенно не скрывались. Ребята пробовали завязать с ним диалог, но от диалога они уходили, естественно. Как уходили от диалога все сотрудники КГБ, с которыми ребята попытались взять интервью.

— И как же вы восстанавливали структуру диалогов? Что из показанного на сцене было на самом деле, а что нет?

— Восстанавливали с помощью средств документального театра: беседовали с бывшими кагэбэшниками, с нашими бывшими эфэсбэшниками и, конечно, делали актерские этюды — пытались понять, как кто может реагировать в тех или иных обстоятельствах. А слова Ольги и Владимира Некляевых и сама канва — они воспроизведены документально, конечно.

— У вас, пока вы работали над текстом пьесы, а потом и спектаклей, было ощущение, что вы погружаетесь в некую тоталитарную белорусскую экзотику и ставите спектакль о какой-то инопланетной несвободе?

— Нет, ничуть. Это настолько, во-первых, близко, а во-вторых, универсально... Вы, кстати, зря так говорите про белорусскую реальность. Вы думаете, там страшные гэбисты с оловянными глазами? Нет! Эти кагэбэшники — не безжалостные энкавэдэшники 1937 года в стиле «выводить на снег и расстреливать», эта традиция прервалась. Они сами в смятении от этой ситуации. Точно так же, как в смятении находится наша полиция, с одной стороны, готовая поддерживать порядок в государстве, это и их служебные обязанности, и их хлеб. А с другой — полиция с народом, и им с каждым разом все труднее разгонять нормальных людей.

— А сами вы во что целились — просто в интересный частный конфликт внутри камерного пространства или в некую универсальную историю?

— Знаете, все вышло совершенно не так, как мы задумывали. Мы ехали и думали, что вот сейчас мы привезем историю про Владимира Некляева, поэта, пошедшего в революцию, гуманиста, героя. А привезли оттуда совершенно другую историю. И героем в ней оказался не Некляев, а его жена Ольга. Которая объявила беспощадную войну тем, кто вошел в ее дом. И палачи с жертвы поменялись местами.

— То есть?

— Она им устраивала скандал буквально за все. Капля мочи на унитазе — конец света, убийственный, сводящий с ума крик. Правила запрещали им есть вместе с арестоваными и членами их семей, и они приносили с собой ужасную лапшу. Так в какой-то момент Ольга Некляева начала регулярно жарить страшно аппетитное мясо, да так, что вкусный запах стоял буквально по всему дому. Она ставила тягучий белорусский блюз, который они терпеть не могли, — на весь дом. Кто кого пытал — совершенно непонятно.

При этом Некляев вел себя совершенно как гуманист: говорил Ольге, что это их работа, что они такие же люди. Ольга Некляева этого признавать не хотела, ни на какие компромиссы не шла.

В результате получилась феминистская история. Более того, если вы посмотрите на нашу жизнь, образуется уже целый женский героический пантеон — посмотрите на бесстрашную и непобедимую Ольгу Романову. И образуется он потому, что мужчин очень сильно побило в прошлом — войной, пьянством. Вообще пора уже признать: женщины более отважные и лучше понимают, что за ценности надо сражаться. Меньше колеблются.

— Кстати, о героях: при взгляде на ваши постановки в «Театре.doc» возникает впечатление, что вы как раз и собираете новый героический пантеон. Сначала «Час восемнадцать», где человеком, встающим во весь рост, становится Сергей Магнитский, теперь Некляевы.

— Я бы не ставил в один ряд «Час восемнадцать» и «Двое в твоем доме». «Час восемнадцать» не вполне спектакль, это акция, гражданский жест; это цепь монологов, там нет никакой специальной режиссуры. В нем нет традиционной для документального театра «ноль-позиции», мы высказываем свое мнение. В «Двое в твоем доме» она присутствует — отказываемся от оценок героев ради объемного их представления. И если «Час восемнадцать» был вещью политической, то «Двое в твоем доме» — это прежде всего театральная работа.

— Вам нынешнее время кажется героическим или вам самому не хватает героизма?

— Боже нас упаси от героев-харизматиков. Весь ХХ век был заполнен харизматиками — Гитлер, Сталин. Ничего хорошего из этого, как мы знаем, не вышло. Люди организуются горизонтально, с помощью социальных сетей — и, скажем, во главе государства или, наоборот, оппозиции нужен не герой, а полнофункциональный администратор, нанятый служащий, который хорошо контролируется обществом.

Все эти «ищу героя» — это несерьезно. Время сейчас героев совершенно не требует, и ими становятся совершенно обычные люди под действием сильных обстоятельств — ими двигает вовсе пафос, они просто не могут больше. Вот здесь как раз такой случай: Ольга Некляева, всю свою жизнь бывшая немного позади своего мужа, готовившая ему завтраки, обеды и ужины, бывшая его секретарем, вдруг стала современной Лисистратой.

— Вам не кажется, что культура сейчас становится ареной протеста — вместе с площадью или в качестве альтернативы ей?

— Ну как, обычно да — культура становится такой ареной. Но вот конкретно сейчас и в случае с театром на самом деле — нет, не кажется, в том, что касается театра, по крайней мере. И я, например, совершенно не хотел бы, чтобы «Театр.doc» становился колыбелью каких-то политических процессов: у нас есть свои задачи, сведение к одной политике им повредит. И я внимательно за этим слежу, слышу много разговоров о появлении протестной культуры, но она пока развивается в других сферах. В театре это еще не началось.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак
Онколог Черемушкин: при жарке мяса в нем образуется канцероген бензапирен
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Все новости