Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Время европейское

Выставка «500 лет истории европейских часов» в Оружейной палате

Велимир Мойст 21.10.2011, 12:17
__is_photorep_included3808710: 1

На выставке «500 лет истории европейских часов» в Оружейной палате московского Кремля демонстрируются изделия знаменитых фирм – главным образом, швейцарских. Дистанция от ремесла до искусства здесь минимизирована, а диапазон исторических образцов и моделей, напротив, широко раздвинут.

Кто именно и в какой стране изобрел механические часы, науке неизвестно. Имеются исторические свидетельства того, что первые куранты почти одновременно стали появляться в Германии, Италии, Англии и Франции в самом конце XIII века. А вот кто и когда открыл эру часов портативных и передвижных, известно доподлинно: в 1410 году великий архитектор Филиппо Брунеллески придумал заменить гири пружиной, что привело к настоящей технологической революции в часовом деле.

Дальнейшее развитие событий в отрасли и отражено на выставке в Оружейной палате.

Например, здесь можно встретить старинные часы, у которых отсутствует минутная стрелка. Практической надобности в ней не было, поскольку былые механизмы все равно не могли достичь высокой точности фиксации времени (суточная погрешность иногда составляла минут сорок-пятьдесят). Позднее, конечно, хронометры усовершенствовались неимоверно. От ручной работы мастера начали переходить к серийному производству. На этом поприще больше других прославился Авраам-Луи Бреге (многие ошибочно считают его французом, хотя родился он в швейцарском городе Невшатель). К тому времени, когда Евгений Онегин гулял по бульвару, «пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед», великого часовщика уже не было в живых, но он успел превратить свое имя собственное в нарицательное. Кстати, за исполнение высочайших заказов из России Бреге был удостоен звания «Часовых дел мастер Его Императорского Величества и Императорского флота».

Надо заметить, что в экспозиции, собранной женевским «Фондом высокого часового искусства», совсем уж старинных часов, несмотря на заявленные 500 лет истории, не очень много.

Зато два последних столетия представлены весьма убедительно. Особенно богат раздел наручных часов (их изобрели в начале прошлого века). Тут и эстетские изыски в стиле модерн от Cartier, и водонепроницаемые «крепыши» от Blancpain, и навороченные кварцевые хронографы 1970-х. К слову, под занавес ХХ столетия опять стала входить в моду ручная работа, причем с использованием подзабытых технических рецептов. Так что стоимость современных часов может взлетать на порядок-другой-третий, если секреты их механики позаимствованы у прапрадедушек.

Хватает на выставке и роскоши как таковой, измеряемой в привычных категориях – золото, серебро, рубины, аметисты. Однако на статус ювелирной коллекции это зрелище не претендует: здесь немало объектов с лапидарным дизайном, изготовленных вовсе не из драгоценных материалов. Все-таки швейцарцы – фанаты прежде всего качества, в любых его проявлениях.

Богатая отделка – это, разумеется, чудесно, но еще чудеснее, если вещь надежна, прочна, элегантна.

Не обязательно быть экспертом-часовщиком, чтобы оценить по достоинству простенькие с виду модели.

Несмотря на свой миниатюрный масштаб (63 экспоната легко помещаются в нескольких витринах по причине отнюдь не гигантских габаритов большинства из них), выставка получилась занятной и даже увлекательной. Правда, чтобы увлечься, зрителю понадобится слегка перенастроить внутреннюю оптику: мало кто из нас привык подолгу фокусироваться на мелких предметах. Если получится, позитивные ощущения можно гарантировать. Отчасти еще и потому, что никто здесь не пытается ничего продать или отрекламировать:

проект реализован из чистой любви к искусству. Ну, пожалуй, еще из желания погордиться коллекцией – видимо, не без этого. Что совершенно простительно.

Рассказывают, что представители швейцарского фонда радовались как дети, когда специалисты из Музеев Кремля опознали в двойном портрете, нанесенном на циферблат, государя Александра Павловича с супругой. Казалось бы, ну да, чета русских монархов – и что за повод для эмоций? Но для людей с привычкой к точности и порядку во всем эта идентификация, безусловно, важна. Они в такие моменты, вероятно, чувствуют себя еще на миллиметр ближе к некоему таинственному абсолюту.