Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сохраненное дяди Кости

В галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...»

В столичной галерее Roza Azora открылась выставка «Сохранить как...», где представлены работы двух художников прошлого века – Константина Истомина и Леонида Казенина. Первый из них – классик русского искусства, легендарный «дядя Костя», преподававший во ВХУТЕМАСе, второй – его ученик, мало известный публике, зарекомендовал себя как верный продолжатель дела Истомина и хранитель его наследия.

В историю отечественного искусства Константин Истомин вошел без фанфар, почти незаметно. Он не писал эпохальных полотен — вернее, брался за них, делал многочисленные эскизы, но так и не заканчивал, например подобная участь ждала картину «Восстание румынских крестьян». А едва ли не единственное эпическое произведение, автором все же завершенное, – «Помощь Красной Армии пострадавшим при землетрясении в Армении» – куда-то пропало после премьерного показа. Если не считать упомянутых эскизов, наследие Истомина состоит в основном из образчиков «тихого жанра». По словам самого Константина Николаевича, это было следствием «резкого поворота от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету». Можно предположить, что такая метаморфоза произошла из-за несогласия с канонами соцреализма, которые исподволь навязывались художникам задолго до официального оглашения постулатов «передового творческого метода». Однако справедливо было бы увидеть в этом отходе от «большого стиля» еще и возвращение к своим органическим свойствам.

Вряд ли в случае с Истоминым стоит говорить о какой-то «внутренней эмиграции» – скорее о следовании собственной интуиции.

Вполне понятно, что на фоне колхозных пасторалей и изобразительных гимнов индустриализации всякого рода «безыдейные» пейзажи, портреты, натюрморты, интерьеры воспринимались как нечто необязательное, почти маргинальное. Приобретение Третьяковкой в 1930-е годы знаменитой картины «Вузовки» оказалось едва ли не единственным намеком на общественное признание. Истомин осознанно вывел себя за рамки сталинского истеблишмента и, вполне вероятно, мог бы превратиться в затворника, когда бы не преподавание. Профессорствуя сначала во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, а потом в Полиграфическом и Московском художественном институтах, он обрел завидную популярность у своих студентов благодаря тому, что учил не по казенным методикам, а на личном опыте и примере. Не в последнюю очередь именно «дяде Косте» советское искусство обязано появлением целого ряда превосходных художников – не официозных, а настоящих.

Впрочем верных продолжателей собственно истоминского стиля оказалось совсем немного.

Одним из них был Леонид Казенин, ставший не только учеником, но и другом. Они вместе работали на пленэре, порой рисовали одних и тех же моделей, ставили общие натюрморты. В наше время уже трудновато представить, до какой степени художник может быть увлечен видом из окна мастерской или незатейливой композицией из кувшина и зеркала, но Истомин с Казениным были идеальными представителями именно такого мироощущения. И если первому все же удалось попасть в анналы истории искусства, то второй в число хрестоматийных авторов так и не попал. Зато сделал максимум возможного, чтобы наследие его учителя и друга, умершего в 1942 году, не сгинуло – а вероятность этого была велика. Истомин скончался в Самарканде, в эвакуации, и почти все его холсты и рисунки остались бесхозными. Леонид Казенин не только уберег их от исчезновения, но и годами реставрировал то, что требовало реставрации. Как раз из этого источника происходят почти все персональные истоминские коллекции в наших музеях.

На нынешней выставке, впрочем, музейные работы отсутствуют – здесь представлены те вещи, которые остались в частных руках. Зато впервые за много лет произведения ученика и учителя показаны вместе.

В камерную экспозицию включены рисунки, акварели, холсты, представляющие все тот же «тихий жанр». Пересказывать их сюжеты – задача неблагодарная, здесь все изображения говорят сами за себя, в них нет двойных смыслов и подоплек. Чистая и виртуозная лирика, которую не так уж легко воспринять, если вовремя не переключиться с урбанистического ритма на созерцательность. Но подобное зрительское усилие будет вознаграждено. В простых мотивах иногда кроется эстетическая бездна. Оба художника верили, что их «простоту» поймут правильно. Как написал когда-то Истомин, «при многих заблуждениях и ошибках, допущенных и невольно допускаемых в процессе работы, я все же нахожу, что первоначально взятая мною ориентация на Рембрандта, Гойю, Домье, ван Гога верна, так как это есть линия реалистического искусства, а реалистическое искусство не может не быть содержательным и современным».

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Все новости