Пенсионный советник

Немецкие художники ищут крышу в Москве

Интервью с художницей Утой Копп

Жанна Васильева 30.09.2011, 14:39
__is_photorep_included3786242: 1

Художник Ута Копп рассказала «Парку культуры» о своем проекте «Далекие слова» на Московской биеннале, словах на крышах зданий и игрушечных самолетиках.

Работа «Далекие слова» немецких художников из Кёльна Уты Копп и Акима Моне, представленная в основном проекте «Переписывая миры» Московской биеннале современного искусства, живет разом и в реальном пространстве городов, и в интернете. В рамках проекта художники пишут на крышах по всему миру слова и лозунги. Их необычные послания за три года, которые существует проект, появились на 18 крышах, в том числе на Академии художеств и Университете искусств в Берлине, на Художественном музее Куму в Таллине, на крыше одного из зданий университета Сан-Паулу в Бразилии. По мере того как Google и другие картографические сервисы обновляют спутниковые снимки, эти послания становятся видны пользователям интернета. Уже сфотографированные письма с крыш можно видеть на сайте remotewords.net.

В Москву они приехали с «игрушечной» версией проекта – огромным снимком Москвы со спутника, который разложили на полу выставочного зала в ЦУМе.

Все, кто хочет, может оставить на любой приглянувшейся «крыше» свое послание городу и миру. Игрушечные самолетики с видеокамерами регулярно облетают «город» и проецируют на стену зала его изображение.

Самолетики управляются через iPad. Надо сказать, что московские зрители в своих посланиях не стремятся к оригинальности и главным образом вписывают в пространство города свои собственные имена: «Здесь была Настя Соленая». Впрочем, окончательно объект будет готов в концу биеннале, когда свои слова напишут все желающие. Ута Копп рассказала «Парку культуры» о том, что пишут на крышах в других городах мира.

--Надписи на крышах – это такой новый вид граффити, адресованного сообществам сети?

— Нет, ничего подобного. Мы довольно долго обдумываем содержание надписей. Приглашаем кураторов, писателей, ученых, философов и, конечно, художников, которые могут предложить интересные идеи. Скажем, у нас были «слова» от профессора Зигфрида Зелински из Университета Берлина, графика Клауса Стака, писательницы Тани Дюкерс... Выбрать надпись – дело непростое. Всегда по ходу разворачивается очень бурная дискуссия. В общем, для нас существенно, что это коллективный процесс.

— Коллективный поиск единственного слова? И от чего зависит выбор?

— Это довольно сложно сказать. Бывает сразу попадание в десятку, бывают и бесконечные споры. Конечно, мы обсуждаем текст с владельцем здания, куратором. В интернете дискуссия разворачивается.

— Главная цель работы в том, чтобы способствовать общению людей из разных стран, или в коммуникации жителей с властями города?

— Разные цели. Надпись на крыше всегда связана с самим зданием, его окружением, историей или тем, что происходит в нем или вокруг него сейчас. С людьми, которые в нем живут или работают.

Конечно, главное — дать людям возможность высказаться.

— Но почему таким необычным способом?

— Это привлекает больше внимания к сказанному. И потом сами обсуждения помогают не только сформулировать, но и осознать цели.

— Различаются ли «слова», которые делают люди в разных странах?

— Конечно. В Таллине были надписи, посвященные истории города и страны. А в Южной Африке люди хотят высказаться об апартеиде, о отношениях белых и черных. В Йоханнесбурге большинство дискуссий было фактически об этой одной проблеме, которая до сих пор очень болезненна.

На одной из крыш в пригородах Йоханнесбурга решили написать «город света» на наречии одного из местных племен. Дело в том, что в пригородах, где живут чернокожие, нет электричества.

Соответственно, нет и света. Они, конечно, очень надеются на то, что в конце концов электричество проведут, смотрят на «большой город». Так что название «город света» на крыше дома в районе, где света как раз нет, звучит и как надежда, и как иронический комментарий к ситуации.

— Вы в этом проекте используете какие-то новые технологии?

— Честно говоря, ничего особенного не используем. Мы просто залезаем на крыши и рисуем буквы. В этом, собственно, идея – она нам нравится именно своей простотой. Мы просто используем краску и кисточку – как видите, очень старая традиция. Возможно, эти самолетики, которые летают по залу и управляются через iPad, выглядят очень технологичными, но на самом деле это просто игрушки для детей и для их пап. Мне жаль разочаровывать, но это вовсе не нанотехнологии. Что касается интернета, то это обычная работа с сайтом.

— Вы не хотели сделать этот проект в реальном пространстве Москвы?

— Мы действительно ищем крышу в Москве, где мы могли бы поместить надпись. Пока не нашли, но ищем. Если бы нам удалось сказать свое «слово» в Москве, было бы здорово.