В понедельник, 22 августа, в возрасте 78 лет от сердечно-легочной недостаточности в больнице Лос-Анджелеса скончался американский поэт-песенник Джерри Лейбер, автор слов к знаменитым композициям Элвиса Пресли «Hound Dog» и «Jailhouse Rock». Впрочем, 60-летнее творчество Лейбера совсем не сводится к этим двум песням.
Началось всё с блюза.
В 1950 году 17-летний Лейбер знакомится в Лос-Анджелесе со своим ровесником Майком Столлером; вместе они организуют творческий дуэт, в котором Столлер был композитором, а Лейбер сочинял слова к песням. Их первую композицию записал знаменитый в то время блюзмен Джимми Уизерспун, а уже в 1952 году их песня «Hard Times» в исполнении Чарльза Брауна стала хитом ритм-н-блюза. Тогда же они написали «Kansas City», которая «выстрелила» только семь лет спустя: в 1959 году в исполнении Уилберта Харрисона песня заняла первое место в появившемся незадолго до этого хит-параде Billboard, а затем её кто только ни перепевал — включая и The Beatles.
Еще одна написанная в этот период песня стала хитом чуть раньше. Впервые «Hound Dog» исполнила Биг Мама Торнтон, а в 1956 году её записал быстро набирающий популярность Элвис Пресли. Певцу эта песня — вернее, вся телепередача, где он впервые её исполнил, — принесла незаслуженную славу бунтаря, но сотрудничество короля рок-н-ролла и творческого дуэта Лейбера — Столлера на этом не закончилось. Пресли исполнял около 20 песен, написанных Лейбером и Столлером, — среди них были несомненные хиты «Jailhouse Rock», «Love Me» и «King Creole».
Правда, Лейбера чрезвычайно раздражала версия «Hound Dog», записанная Пресли, особенно те изменения, которые тот внес в слова.
«Это была песня не о собаке, а о человеке-жиголо. Как по мне, версия Элвиса не имела никакого смысла, но то, что было продано почти 7 миллионов копий, немного примиряет меня с изменениями в тексте», — сказал он позже. Любопытно, что именно версия «Hound Dog» в исполнении Пресли была введена в зал славы премии «Грэмми».
Конечно, не Элвисом единым жил в то время творческий дуэт. Кроме сочинительства хитов они были фактически первыми независимыми продюсерами и работали в основном с чернокожими музыкантами. «Я чувствовал себя черным», — рассказал Лейбер про это время в интервью журналу Rolling Stone в 1990 году. Среди тех, кому они помогли подняться на самый верх тогдашнего шоу-бизнеса, — группы The Coasters и The Drifters. Да и фабрика по производству хитов продолжала работать — в конце 1950-х и начале 1960-х они выпускают, к примеру, «Yakety Yak» или «Stand By Me», которую перепели все звезды последующих десятилетий — от Элтона Джона, Джими Хендрикса и Джона Леннона до U2 и Леди Гаги. Всего существует около 400 записанных версий этой композиции.
Лейбер и Столлер продолжали работать до последнего времени, и общая продолжительность их совместной карьеры превысила 60 лет. Удивительно, но первую награду они получили только в 1969 году — это была «Грэмми» за песню «Is That All There Is», записанную Пегги Ли. Еще одну «Грэмми» они получили в составе сборной авторов песен для мюзикла «Smokey Joe's Cafe»; правда, из 39 вошедших в сборник композиций именно Лейбер и Столлер написали большую часть. И, конечно же, творческий дуэт был введен в Зал славы рок-н-ролла — это случилось в 1987 году.