Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Азартное глубокомыслие

В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Австрия, давай! Австрийское искусство сегодня»

В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Австрия, давай! Австрийское искусство сегодня», придуманная специально для России знаменитым куратором Петером Ноевером. Перемешав ветеранов с молодежью, а скульптуру соединив с дизайном, Ноевер словно намекает, что не время помпезничать и хвастать достижениями – надо рефлексировать.

Словосочетание «австрийское искусство» у многих наверняка вызовет двойственное ощущение. С одной стороны, на ум сразу придет добротность, аккуратность, имперская пышность и ремесленная прочность. С другой — практически в ту же секунду вспомнятся авангардные эксперименты и эпатажные практики вроде венского акционизма. Одно с другим уживается по сию пору. Пожалуй, эта двойственность нагляднее всего выражена в экспозиции Музея прикладного искусства, расположенного в центре австрийской столицы и более известного под названием МАК. Здесь педантичная основательность легко уживается с дерзкими новациями — таков стиль заведения, сформированный едва ли не единолично его многолетним директором Петером Ноевером. Теперь уже бывшим директором: в феврале 2011 года Ноевер вышел в отставку.

По сути, нынешний гастрольный проект можно рассматривать в качестве его «лебединой песни» на прежнем посту.

Надо признать, что экс-глава МАК остался верен своим установкам, выбрав для российского проекта наименее очевидную модель из возможных. Экспозиция крайне далека от парадного жанра, да и на «объективный обзор тенденций» не очень похожа. Если честно, уловить идею Ноевера здесь вообще не очень просто, хотя проект однозначно авторский. Рождается подозрение, что куратор не столько знакомит российскую публику с современным австрийским искусством, сколько иллюстрирует свои соображения насчет того, в какую сторону этому искусству следовало бы развиваться. Что-то вроде реализации собственных прихотей за казенный счет. Впрочем, Ноевер достаточно мастит и авторитетен, чтобы устраивать бенефисы по персональным правилам.

Формально эта выставка может рассматриваться в качестве симметричного ответа на проект «Davaj. Русское искусство сегодня», который демонстрировался в МАКе аж восемь лет назад.

Однако на деле о возвращении каких-то былинных «долгов» речь, видимо, не идет. Скорее всего, куратору просто понравилось и запомнилось слово «davaj», которое он теперь решил применить в отношении соотечественников. Куда же, по Ноеверу, движется (или должно двигаться) австрийское искусство? А в сторону стирания границ между дизайном и всеми прочими художествами. Эта мысль не декларирована в релизах и аннотациях, но вполне вычитывается из наличного материала. От чистого дизайна, примером коего служат здесь столы, стулья и диваны из проекта «Венская кофейня», проложены многочисленные тропки к объектам, которые в ином контексте воспринимались бы как образцы живописи, скульптуры, архитектурного проектирования. Однако куратору чуждо столь старорежимное деление, и он довольно настойчиво подталкивает зрителя к выводу, что в мире искусства все соприродно.

Мол, функциональность легко может перетекать в изобразительность, а концепция — становиться декором.

Оттого-то химерические музыкальные инструменты («Гитара-Птица», «Стол-Пианино» и т. п.) от дизайнерской студии Walking Chair без всякого стеснения соседствуют с иронической скульптурой знаменитого Эрвина Вурма «Шишка гнева», а экспрессивная живопись ветерана австрийской арт-сцены Отто Мюля располагается неподалеку от минималистических объектов Георга Дриндля (серия «17 перспектив на горизонте»). Надо полагать, куратор намеревался привести все экспонаты к некоему общему знаменателю — как бы далеко от исходных материалов оный ни отстоял. Отсюда и кажущаяся странность экспозиции: для «режиссера-постановщика» все «сюжетные линии» сходятся в точке, которая видна далеко не каждому. Чтобы связать между собой, допустим, модернистские скульптурные объемы из меди, произведенные Манфредом Вакольбингером, и поставангардные коллажи с абсурдистскими сюжетами от бывшей турчанки Нильбар Гюрес, нужно держать перед мысленным взором схему экспозиции в целом. Рядовой посетитель к подобному подвигу явно не готов, поэтому почти наверняка будет бродить от экспоната к экспонату, реагируя лишь на частности. Что поделаешь, удел великих — быть недопонятыми.

Новости и материалы
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
EA подняла цены на свои игры в турецком PS Store выше 10 тысяч рублей
Россиянин год «инвестировал» деньги в бизнес знакомого и лишился 18 млн рублей
Армения готова обсудить закупки газа с Азербайджаном
Лукашенко сравнил Украину с «наркоманом» на коротком поводке
Оуэн Уилсон отказался защищать О. Джея Симпсона в кино из-за личных убеждений
МИД РФ отреагировал на решение Латвии об отказе от преподавания русского
Представитель МакSим опровергла слухи о предстоящем туре певицы
Посольство РФ направило Турции ноту по полетам россиян в Мексику
Глава МИД Польши оценил заявления о планах Варшавы аннексировать часть Украины
Газзаев ответил на обвинения экс-тренера «Осера» Ги Ру в подкупе судей
В Британии предрекли увеличение ударов по России после поставок военной помощи Украине
Райан Гослинг удивил поклонников изменившимся лицом
Все новости