Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Музейные олигархи

В Музеях Кремля открылась выставка «Сокровищница Медичи»

Велимир Мойст 21.05.2011, 12:38

На выставке «Сокровищница Медичи» в Музеях Кремля демонстрируется часть богатств, накопленных самым известным олигархическим семейством Европы. Свое банкирское происхождение правители Флоренции не только маскировали аристократическими титулами, но и стремились его избыть, покровительствуя искусствам.

Страсть к коллекционированию у представителей рода человеческого встречается не так часто, как жажда наживы, однако обладает не меньшей гипнотической силой. Можно сказать, что династия Медичи эволюционировала от одного наваждения (в виде тяги к деньгам и власти) к другому, а именно к неодолимому желанию владеть прекрасными произведениями искусства. Впрочем, правы будут те, кто заметит, что без первого не было бы второго. Однако история свидетельствует: интерес к расширению сферы политического влияния и к росту финансового могущества в этом семействе неуклонно замещался любовью к изящной роскоши. Уже и не вспомнить было о временах, когда Флоренция влияла на судьбы всего континента, но герцогов Тосканских, казалось, утрата позиций нисколько не беспокоила. Они продолжали декорировать кабинеты, пополнять личные библиотеки, заказывать украшения лучшим ювелирам и любоваться живописью вплоть до того момента, когда династия тихо прекратила существование. Последняя из рода Медичи, Анна Мария Луиза, в 1737 году благополучно передала все семейные сокровища Флоренции, поставив лишь одно условие, что «все это будет использоваться для украшения государства, во благо общества и для привлечения интереса иностранцев, и ничего из этого не будет вывезено из пределы столицы и за границы Великого герцогства».

Нетрудно догадаться, что сей документ, известный под названием «Семейного пакта», отнюдь не препятствует временному вывозу экспонатов на заграничные выставки.

А то уже некоторые наши телевизионные репортеры поспешили возвестить, что воля дарительницы будто бы нарушена в связи с московской гастролью. Ровно наоборот, экспонаты в данном случае использованы «для привлечения интереса иностранцев», как и было сказано. А нарушался упомянутый пакт гораздо раньше, причем неоднократно. В том же XVIII столетии многое из завещанного городу уплыло за пределы Флоренции и вообще Италии. Но весьма значительная часть наследства Медичи все же осталась на родине. Разумеется, в Кремле сейчас показывают далеко не все из сохранившегося. Это такие объемы искусства, причем весьма старинного и первоклассного, которые и вообразить себе непросто. Содержимое былых герцогских закромов, ставшее «достоянием республики», разделено между шестью флорентийскими музеями, из которых наиболее знамениты галерея Уффици, галерея Палатина, Музей серебра в палаццо Питти, Национальный археологический музей. Все эти институции приняли участие в нынешнем проекте, так что название «Сокровищница Медичи» присвоено выставке не ради красного словца. Надо полагать, определенным стимулом для того, чтобы несколько конкурирующих музеев объединили усилия, послужила перспектива заполучить в ответ выставку из московской Оружейной палаты. Она откроется во Флоренции через неделю.

А московский проект уже реализован. Для того чтобы полноценно описать экспозицию в Кремле (не столь уж и масштабную, зато качественную), потребовалось бы вдариться в очень пространный экскурс, касающийся генеалогии семейства Медичи.

Дело в том, что почти все здешние экспонаты помимо эстетических достоинств обладают еще и немаловажным историческим бэкграундом. За каждой вещицей кроется какая-нибудь коллизия, связанная с персональными особенностями того или иного флорентийского правителя или же с неочевидным механизмом передачи власти от одного к другому. Все-таки Медичи верховодили в Тоскане на протяжении трех веков (с техническими перерывами на изгнание). К тому же в семейных анналах фигурируют три папы римских и две королевы Франции, а также управители сопредельных с Флоренцией земель, так что замучаетесь вырисовывать ветви родового древа. Википедия вам в помощь.

Для простоты восприятия сообщим, что самые ранние экспонаты выставки – античные геммы и камеи – относятся в основном к периоду правления Лоренцо Великолепного и его ближайших потомков.

Сами понимаете, Ренессанс делал эстетическую ставку на античность, а конкретно Медичи воспринимали себя в качестве моральных преемников трибунов Римской республики. Однако на одних только древностях прочного авторитета не заработаешь, поэтому римская глиптика соседствует с ренессансными стилизациями. Без подписей одно от другого не всегда отличишь, но потренироваться нелишне – это развивает чувство стиля.

Разумеется, широко представлен и «фирменный стиль» – флорентийская мозаика, то есть плоские коллажи из полудрагоценных камней.

Еще есть резные вазы, кубки-«наутилусы» (раковины на подставках и в обрамлении), статуэтки из слоновой кости, инкрустированные аркебузы, стальные доспехи, бронзовые бюсты и живописные портреты. Последние изображают многочисленных представителей фамилии, включая Лоренцо Великолепного и его деда Козимо Старшего, папу Льва Х, французских королев Екатерину и Марию Медичи, кардинала Джованни, герцога Пьеро Медичи, по прозвищу Подагрик и т. д. Словом, всех-всех-всех. Это лишь кажется, будто в тогдашних биографических хрониках невозможно разобраться. Стоит проявить интерес к предмету выставки, то бишь к искусству, как бесчисленные Медичи сами собой рассортируются в зависимости от того, кто что любил и кого из художников поддерживал. Ибо коллекционерская страсть победила жажду наживы, чем эти олигархи и запомнились.