Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
СПРАВКА

С чего начался ЦПКиО

У общественного пространства, дошедшего до нас как «Центральный Парк культуры и отдыха имени Горького», есть несколько дат рождения и множество именитых авторов. С XVIII века здесь устраивали загородные усадьбы семейства Голицыных и Демидовых. После революции на местных заливных лугах Москвы-реки была организована первая выставка достижений нового, социалистического хозяйства - в 1923 году на территориях будущих Парка Горького и Парка у ЦДХ открылась Первая Всероссийская сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Ее устроиство и многие павильоны были спроектированы архитекторами Иваном Жолтовским и Алексеем Щусевым, а в работе принимал участие цвет архитектурной мысли тогдашней Москвы (например, павильон «Махорка» строил Константин Мельников).

Выставочные здания еще долго служили основанному пять лет спустя Парку Культуры. Официальное открытие состоялось в 1934-м, но в планировке парка сохранились вычерченные Мельниковым в 1928 году квадрат и диагонали аллей плюс фонтан, который так и не был реализован в первоначальном мельниковском варианте. Настроение русской (да и европейской) ярмарки с обязательным развлекательным пространством и стало одним из «источников» Парка. Другим - парковая традиция, связанная с садами Голицыных, Демидовых и прочих, подступавших со стороны Нескучного. Отсюда почти изыски: пруды с островами и Пушкинская набережная. Но основным назначением Парка Горького изначально было обеспечение жителей Москвы свободным пространством, куда моно уйти из тесноты коммунальных квартир на целый день. Для этого в парке работали библиотеки с читальными залами, игровые кружки с шахматами и шашками, танцевальные и концертные площадки. Тогда же был построен и Зеленый театр, «съевший» часть территории Нескучного сада, а на всю зиму парк превращался в гигантский каток.

С 1936 года ансамбль старался опомпезить уже Алексей Власов. Он завершил все задумки Мельникова - фонтан, разбивка партерной части, добавил своей видение пространства парка. Парк Горького стал образцом, по которому в Москве и других городах появлялись подобные места отдыха горожан. Разве что «Диснейленд» может похвастаться масштабностью, с какой тиражировался общественный проект «ПКиО» - свои ПКиО, словно филиалы всесоюзного треста, получали не только многие районы Москвы, но и районы республик и областей СССР. Причем парки в их столицах часто назывались ЦПКиО им. Горького, вероятно в унисон партийной иерархии, где «центральный» вполне допускалось и для провинциальных органов. И украсившая парк в 1934 году «Девушка с веслом» Ивана Шадра нашла столько воплощений совсем не случайно. Набор радостей в виде катка, стадиона, пруда и колонады тиражировались часто точь-в-точь с оригинала. Даже станция метро назвалась аббревиатурой «ПКиО Горького».


ВЕРНУТЬСЯ К СТАТЬЕ