Пенсионный советник

Цацки во «Флаконе»

На дизайн-заводе «Флакон» открывается четвертый «Бу!фест»

Игорь Карев 11.03.2011, 13:04
community.livejournal.com/boo_fest/

Сегодня на территории дизайн-завода «Флакон» откроется четвертый московский фестиваль вольных издателей «Бу!фест. буквы, звуки, цацки»: маленькие, но гордые издательства приготовили для посетителей стихи на папиросах, передвижную типографию, а также Гитлина и Сталера.

Сегодня начнет работу четвертый московский фестиваль вольных издателей «boo!фест: буквы, звуки, цацки» — трехдневные книжная ярмарка, рынок и концертная площадка. На этот раз организаторы действа, Гильдия вольных издателей и книжный клуб «Гиперион», нашли замену душным «Катакомбам» в Галерее на Солянке и перенесли его на территорию дизайн-завода «Флакон». Но единства места и времени всех трех ипостасей «Бу!феста» данное обстоятельство нимало не отменяет.

С большими издательствами ситуация более или менее понятна: они издают популярных авторов многотысячными тиражами, активно работают с оптовиками или даже напрямую с книжными сетями и регулярно отмечают своё присутствие на выставках, которых, слава рынку, в России сейчас хватает. На следующей неделе на ВВЦ начинается весенняя «Книги России», осенью там же в очередной раз откроется Московская международная выставка-ярмарка, ближе к зиме в ЦДХ на «Non/fiction» съедутся те, кто издает интеллектуальную литературу. В общем и целом гигантам от литературы есть где развернуться и есть где себя показать, даже если забыть про существование зарубежных площадок, типа фестивалей в Лондоне или Франкфурте, где российские издатели всегда были желанными гостями.

Другое дело – издательства размером невеликие, большими тиражами и громкими именами на обложках не славные.

Говоря откровенно, на перечисленные выше книжные фестивали и ярмарки их не пускает своеобразный «имущественный ценз», ведь оплатить место на той же ММКВЯ они смогут лишь в складчину, создав на ограниченном пространстве выкупленного стенда примечательную, но малоэффективную (в смысле результата) толпу людей, размахивающих какими-то книжками. Да и оптовые покупатели смотрят на небольших собратьев АСТ и «Эксмо» не сказать что с любовью. Собственно, из противоречия между желаниями и возможностями родилась как Гильдия вольных издателей, так и сам «Бу!фест»: те, кто хочет издавать книги, сами пришли к тем, кто хочет их читать.

За прошедшие полтора года было проведено уже три фестиваля и форум заработал устойчивую и, безусловно, хорошую репутацию, постоянных посетителей и не менее постоянных участников. За это время некоторые из них даже немного «заматерели»: к примеру, в этом году сразу две книги издательства «Снежный ком» попали в длинный список премии «Национальный бестселлер». Впрочем, с книгами на фестивале всё в порядке: около полусотни издательств, несерьезные названия которых (чего стоят, например, «Открытошная», «Киночтиво» или «Красный матрос») компенсируются вполне серьезной работой.

Арт-группа и издательство «Треугольное колесо» привезет «книги художника»: отпечатанный на папиросах «Отель» Гийома Аполлинера (сразу на русском и французском языках) и изданную на яблоневых срезах книгу Михаила Погарского «Механизмы времени».

Петербургское «Свое издательство» едет на «Бу!фест» с передвижной типографией и будет прямо на месте делать книги всем желающим – как из собственных запасов, так и те, что авторы принесли с собой на флешке. В качестве подарка, возможно, подойдет книга «100 русских ударов в голову» от издательства «Готовая книга», по которой можно научиться эти удары наносить и узнать значение необходимых при этом терминов. Или – на будущее – посмотреть презентацию готовящегося издания книги-игры «Гитлин и Сталер».

Буквами, разумеется, дело не ограничивается. Можно, к примеру, принять участие в спасении дома Артура Конан Дойла в Суррее – не всё же спасать только российские памятники.

Можно обсудить серьезные вопросы: во время фестиваля пройдут «круглые столы», посвященные проблемам российских библиотек и кинокритике в сети. Или посмотреть дефиле-показ «Читающие грации СССР: 1920–1960 гг.», который с помощью театра моды «Ретрообраз» организует историко-культурологический проект «Москва, которой нет»; альбомы и путеводители этого проекта с видами старой Москвы, разумеется, на «Бу!фесте» также покажут. «Звуки» в названии фестиваля также оправданны: будет несколько концертов, городские сказки от Хельги Патаки, стихи от Умки и спектакль «Чеховщина» театра имени (да, того самого) Гомера. И цацки представлены в ассортименте — подарки, сувениры, рукодельные украшения и куклы.

Осмотреть всё за один день, конечно, не получится. Фестиваль продлится три дня и завершится в воскресенье, 13 марта, а в конце лета, видимо, состоится в очередной — уже пятый — раз.