Пенсионный советник

Короткий метр с Манхэттена до Москвы

Манхэттенский фестиваль короткометражек добрался до Москвы

Дарья Горячева 25.09.2010, 13:04
manhattanshort.com

Манхэттенский фестиваль короткометражек добрался до Москвы: 25 и 26 сентября в кинотеатре «Пионер» покажут фильмы финалистов конкурса — в числе прочего можно увидеть прогулку нагишом, путешествие по Мадагаскару и собачий развод.

Манхэттенский конкурс короткометражных фильмов, который в этом году проходит уже в 13-й раз, называют самым масштабным зрительским фестивалем. В каком смысле зрительским? В таком, что победителей определяет не профессиональное жюри, а обычные посетители кинотеатров: после сеанса каждый может заполнить анкету для голосования. Для кинематографистов это событие особенное, ведь представляется шанс получить оценку не узкой прослойки критиков и синефилов, а тех, для кого, собственно, и снимается кино.

В конце сентября фестиваль стартует в сотнях городов по всему свету, причем каждый год список стран-участников расширяется.

Фильмы Манхэттенского фестиваля смотрят примерно 150 000 кинозрителей из 200 городов 6 континентов. Россия участвует в Манхэттенском флешмобе уже не первый год, но до Москвы фестиваль добрался впервые.

А вместе с Москвой его принимают у себя Тюмень, Омск, Новосибирск, Великий Новгород, Южно-Сахалинск, Курган, Воронеж, Владивосток, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск, Улан-Удэ, Тольятти, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Сургут, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Ярославль, Иркутск и Красноярск. Но что Россия — в 2011 году к фестивалю планируют присоединиться антарктические полярные станции.

А ведь начинался манхэттенский смотр весьма традиционным образом. В 1997 году Николас Мейсон провел показ отобранных на свой личный вкус короткометражек с экрана, установленного в кузове грузовика. На следующий год фестиваль переместился в Union Square Park. Несколько лет это был обычный местный фестиваль, победителей на котором выбирало специальное жюри, в которое Мейсон приглашал известных актеров и режиссеров. Перелом произошел в 2001-м: в том году Мейсон хотел было отменить фестиваль из-за трагедии 11 сентября, но городское руководство попросило его провести манхэттенский конкурс. В результате фестиваль собрал 15 тысяч зрителей и попал в центр внимания. Количество заявок на участие стало увеличиваться, и уже вскоре фестиваль обрел ту форму, в которой существует сейчас.

В финал нынешнего года вышли 10 картин: из Англии, Мексики, Италии, Германии, Польши, Канады, Австралии, Ирландии, Франции и Хорватии. В фильмах финалистов нет единого направления: они все очень и очень разные — смешные и грустные, комедии и трагедии, мультфильмы, воспоминании, притчи и фантазии.

Немецкий «12 years» — этюд о разрыве отношений: они провели вместе больше десятка лет, а теперь, сидя в ресторане, он насмешливо благодарит ее за то, что она отдала ему свои лучшие годы. Старо? А теперь вообразите, что это мультфильм, отношения выясняют такса и его подружка-ротвейлер, причем герой таксы списан с Вуди Аллена.

В австралийской новелле «Велосипед» одежду героини крадут из раздевалки бассейна, и она вынуждена отправиться домой нагишом.

В бассейне также происходит действие ирландской новеллы: школьники пробираются ночью поплавать, красавчик начинает насмехаться над полным мальчишкой, а вскоре появляется девушка, к которой они оба неравнодушны. Как говорит режиссер картины, в жизни либо ты кого-то задираешь, либо тебя задирают, либо ты смотришь, как кто-то кого-то задирает.

В польском «Эхо» режиссер пытается понять, что толкает подростков на серьезные преступления. А автор канадского «Легкого неудобства» решила экранизировать историю, которую придумала еще в школе: о человеке, который, проснувшись с утра, вдруг обнаруживает за собой весьма необычную способность. В хорватской «Вечеринке» герои неожиданно понимают, что идиллический мир детства недолговечен. А в итальянской «Войне» режиссер экранизирует байку из жизни деда.

Английское «Наблюдение» выросло из пари: сценарист поспорил с актером на 500 фунтов, что сможет написать сценарий за неделю. И написал: герой расслабленно сидит в кафе, озирается по сторонам и втайне мечтает об официантке, но появление еще одного посетителя превращает историю в триллер. В мексиканской «Под землей» герои пробуют перебраться из Мексики в США по заброшенной канализационной трубе. А французский «Мадагаскар» — еще один мультфильм. Он сделан в виде путевого дневника, картинки которого оживают в культурологические миниатюры.

В Москве фестиваль пройдет 25 и 26 сентября в кинотеатре «Пионер».