Пенсионный советник

От Муссолини до «Овсянок»

Венецианский кинофестиваль, 2010 год

«Парк культуры» 31.08.2010, 15:53
Reuters

За свою историю старейший в мире, основанный Бенито Муссолини Венецианский кинофестиваль успел раздать призы советской классике, открыть миру иранское и японское кино и стать причиной основания еще двух фестивалей.

С определением самого первого кинофестиваля в мире обычно никаких проблем не возникает – безусловно, им является Венецианский международный кинофестиваль, впервые проведенный в 1932 году. Разумеется, история показов искусства в Венеции уходит корнями еще глубже – в 1895 год, когда в этом городе состоялась первая в мировой истории международная художественная выставка, позже получившая название Венецианская бьеннале. Кстати, в те же 30-е годы 20-го века к выставкам достижений художников помимо кино добавились фестивали музыкантов и театралов – и Венеция собрала полный набор искусств.

Первородство Венеции среди кинофестивалей не подлежит сомнению.

Однако злопыхатели любят припоминать, что инициатором создания кинофорума на острове Лидо близ Венеции стал не кто иной, как Бенито Муссолини.

Впрочем, комплексы – комплексами, а историческая память – исторической памятью. Сами венецианцы относятся к вопросам истории достаточно спокойно: да, было такое, и невозможно предположить, что какое-то публичное действие в Италии 1930-х совершалось без ведома Муссолини. Кроме того, они достаточно четко отдают честь реальному организатору, графу Джузеппе Вольпи, который, несмотря на фашистское прошлое, остался в истории кинофестиваля до сих пор: именно в его память учреждены Кубки Вольпи.

Именно Венецианский фестиваль стал непосредственным «виновником» появления своих двух соперников – Каннского, организованного французскими кинематографистами в 1939 году, и Римского, основанного всего пять лет назад. И если в Канн французы перебрались не от хорошей жизни – в те годы в Венеции предпочтение отдавалось исключительно немецкому кино, то Римский кинофестиваль был призван сберечь итальянский кинематограф от голливудского кинонашествия. Правда, толком не удалось ни то, ни другое:

Венеция до сих пор считается наиболее престижной в плане наград, благородно оставив Канну второе место, а в Рим американцы едут не менее охотно, чем в город на островах.

С другой стороны, у первого особая судьба – фактически именно с его подачи появились все остальные кинофестивали в мире.

Вместе с тем история Венецианского кинофестиваля началась с достаточно неожиданного поворота. На самом первом фестивале приз зрительских симпатий за лучшую режиссуру получила картина «Путевка в жизнь» Николая Экка – фильм о беспризорниках, снятый в СССР. Правда, даже первый приз Венеции, Кубок Муссолини, не всегда получали фильмы из Италии или Германии – так, в 1935 году лучшим иностранным фильмом стала голливудская экранизация «Анны Карениной» с Гретой Гарбо.

В 1951 году Венеция вручила «Золотого льва» фильму «Расёмон» японца Акиры Куросавы, показав миру новое японское кино. Именно здесь получил «путевку в жизнь» итальянский неореализм Висконти и Росселини, фильмы Антониони и Феллини, французская новая волна — Жан-Люк Годар и Алена Рене. Советское кино также регулярно получало награды Венеции: «Садко» Александра Птушко и чеховская «Попрыгунья» Самсона Самсонова получили «Серебряных львов», а в 1962 году киномир узнал Андрея Тарковского, получившего «Золотого льва» за «Иваново детство».

В истории Венецианского кинофестиваля были две черные полосы. Он прекращался дважды; впервые это случилось во время Второй мировой войны, когда она пришла на территорию Италии и стало не до кино, а второй раз в конце 1960-х, когда в его организацию вмешалось правительство Италии, пытавшееся изменить правила конкурсных программ и в конечном итоге просто отменившее его.

Возрождение кинофестиваля в Венеции состоялось лишь в 1979 году, но его организаторы не стали «обнулять» счетчик – как и после войны.

Несмотря ни на что, правило – про хорошее и новое – сохраняется до сих пор; более того, по условиям кинофестиваля, фильмы основного конкурса не могут быть раньше показаны публике и не должны ранее участвовать в других фестивалях. Это требование, например, привело к скандалу на российском «Кинотавре-2010», когда фильм «Овсянки» был неожиданно снят с конкурса ради участия в отборе в Венецию.

Сейчас Венеция фактически определяет моду на кино. Именно здесь спустя 50 лет после Куросавы было показано новое японское кино: в 1997 году Такеши Китано получил «Золотого льва» за картину «Фейерверк». Венеция открыла миру и, к примеру, кинематограф Ирана.

В настоящее время на кинофестивале вручаются призы в основном конкурсе – золотые (лучший фильм) и серебряные (лучший режиссер) «Львы», Кубки Вольпи за лучшую мужскую и женскую роль, есть приз имени Марчелло Мастрояни лучшему молодому актеру или актрисе. Кроме того, вручаются призы за сценарий или работу оператора, специальный приз жюри.

Программа Венецианского кинофестиваля наряду с основным конкурсом (23 картины в 2010 году) включает конкурс «Горизонты», где участвуют художественные и документальные фильмы, символизирующие поиск новых форм киноизображения, и конкурс короткометражных фильмов. Во время фестиваля проводятся кинорынок (это событие сейчас сопровождает практически каждый кинофестиваль в мире) и секция независимого и параллельного кино, отобранная итальянскими кинокритиками. Не забывает Венеция и про национальный кинематограф – несмотря на обвинения, приведшие к созданию фестиваля в Риме. Ежегодно основная программа кинофестиваля включает несколько картин итальянских режиссеров, дежурно ругаемых за несоответствие формату.