Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Рим замахнулся на Давида

Итальянские власти пытаются доказать, что Давид Микеланджело принадлежит Италии

«Парк культуры» 16.08.2010, 15:09
smithsonianmag.com

В Италии разгорается скандал вокруг прав собственности на статую Давида Микеланджело: власти Италии уверены, что она принадлежит всей стране, флорентийцы же не желают расставаться с прославленным произведением искусства.

Юристы, уполномоченные правительством Сильвио Берлускони, порылись в пыльных архивах и обнаружили документы, свидетельствующие в пользу той версии, что знаменитая статуя Давида принадлежит итальянскому государству. По этому поводу они подготовили девятистраничный документ, в котором утверждается, что наследником средневековой Флорентийской республики является не современный город Флоренция, а вся Италия.

Власти Флоренции, естественно, возмутились и провели собственное расследование.

По словам мэра Флоренции Маттео Ренци, после объединения Италии и провозглашения Рима столицей страны был издан специальный декрет 1870-1, согласно которому всё, что находится на палаццо Веккьо, является собственностью именно Флоренции. Его оппоненты, правда, уверены в обратном: несмотря на то, что уже в 1870 году огромная символическая ценность Давида была несомненной, он не упоминается отдельной строкой в декрете. Кроме того, когда в 1873 году статую переместили в Академию изящных искусств, тогдашний мэр города не погнушался выставить счет за работу именно итальянскому правительству. По мнению юристов, всё вместе доказывает их правоту – и, соответственно, принадлежность Давида Италии.

Оправдываться за предшественников мэр Флоренции не стал. Вместо этого он сказал, что юристам просто «нечем заняться в августе, вот они и пытаются отнять статую». Ну а под конец он заявил: «Со всем уважением к римским юристам, документы о том, что статуя принадлежит Флоренции, неопровержимы. Флоренция законно владеет Давидом».

С учетом того, что авторское право даже на более близкие к настоящему времени произведения искусства подчас способно свести с ума неподготовленного человека, принадлежность созданного в начале XVI века, во время Второй Флорентийской республики, изображения ветхозаветного Давида, готовящегося к битве с Голиафом, вполне в состоянии вызвать многолетнюю судебную баталию с привлечением компетентных экспертов, которые будут выступать как на стороне Рима, так и на стороне Флоренции.

Ситуация усложняется крайне противоречивой итальянской историей.

Когда молодой и амбиционный 26-летний Микеланджело Буонарроти вызвался закончить работу великого Донателло и в 1504 году представил жителям Флорентийской республики своего Давида, мало кто мог предполагать, что спустя всего 30 лет республика превратится в наследственную монархию, а еще через 40 лет войдет в великое герцогство Тосканское. Оно просуществовало три века и в 1870 году стало одной из частей новой страны – Италии. Всё это время Давид находился во Флоренции, перемещаясь с одного места на другое, и ко дню сегодняшнему нашел наконец постоянное пристанище в академии. Авторы идеи перенести его в Рим отнюдь не стремятся умалить достоинство флорентинцев, отобрав у них любимую городскую «прелесть». В основе, судя по некоторым данным, лежат исключительно финансовые соображения.

Сегодня посещение Давида идет особым пунктом в числе туристических достопримечательностей Флоренции. Продажа билетов желающим взглянуть на произведение великого скульптора приносит в год примерно €8 млн, притом, что остальные музеи города, включая Галерею Уфицци, дают доход в общей сложности €30 млн.

Передача столь ценного экспоната в Рим сразу же сократит доходы бюджета Флоренции.

В дополнение к этим меркантильным соображениям занимающий должность мэра Маттео Ренци является восходящей звездой итальянской политики и обязан делать громкие заявления, чтобы успешно продолжать свою карьеру. Он, собственно, не в первый раз использует культурные достопримечательности города для того, чтобы выступить против «руки Рима». В начале этого месяца он объявил, что за очистку памятников старины от надписей, сделанных туристами, должно платить государство, а не город, поскольку свою долю в виде налогов правительство получает, но ничего для Флоренции делать не спешит: например, провалило попытку создания специального фонда помощи флорентийским древностям.

Любопытно, что похожая история уже мелькала в прессе на прошлой неделе, но связана она со «Славянской эпопеей» художника Альфонса Мухи. Часть собрания хранится в частном замке, в 200 километрах от Праги, и глава той области запретил передавать коллекцию в галерею Мухи, которую наследники художника и правительство Чехии планируют построить. Аргументы очень похожи на доводы флорентийского мэра: «У нас есть неоспоримое моральное право показывать эту коллекцию у себя».