Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кровью плакали сосульки

«Божья матерь в кровавых снегах» Еремея Айпина

Роман хантыйского писателя Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах», выпущенный в серии «Будущие нобелевские лауреаты», требует к себе исключительно политкорректного (как к творчеству нацменьшинства) отношения при полной свободе автора от снисхождения к читателю.

Если бы роман вообще хоть что-нибудь значил, он мог бы добавить аргументов в споре. Например, о жизни народов СССР в одной семье или заботе о расцвете наций и культур. Тут, конечно, айпинский текст просто как дубинка. Та самая, которой красные в этом романе разбивают головы жителям обского Севера из племен остяков, самоедов и ненцев.

В действительности же книжка не аргумент. И никакой факт давно уже не аргумент. Никто ничего никому своей правдой не откроет. И жуткая история о том, как в голод тридцать третьего года, о котором в романе Айпина никто вообще ничего не знает, несколько семейств оленеводов-остяков (нынешние ханты) восстали против советской власти на обском Севере и были перебиты, в современных спорах на национальные темы едва ли кого-нибудь куда-нибудь качнет. А жаль.

Потому что в мелких сюжетах и маленьких трагедиях можно иногда откопать причину развала империи.

А уж на горький вопрос (типа «мы так мирно жили друг с другом — и вот…») точно есть ответ. Например, такой: вовсе не мирно жили, и никакой семьей не были. И далее объясняется, как оно было на самом деле.

Объяснять Айпину приходится многое. Например, кто вообще такие эти остяки. Впрочем про ненцев и самоедов тоже ликбез требуется.

Остяки во всем оправдывают ожидания читателя — любителя всего этнографического и экологически чистого. Передвигаются на нартах. Оленей погоняют штукой под названием хорей. Солнце с Луной у них в родстве. Мир делится на Верхний, Средний и Нижний (соответствующий нашему «тому свету»), так что, очнувшись от контузии, мятежный остяк обыкновенно спрашивает окружающих: «Это я уже в Нижнем мире или еще нет?». Волки с собаками одной крови. Животные с человеком отлично понимают друг друга. Похороны убитых по обряду занимают четыре дня.

По версии Еремея Айпина, восстание остяков против красных на семнадцатом году советской власти случилось из-за осквернения партийными чиновниками остяцкого священного места.

Восстание хоть и малочисленное, но — при низкой плотности заселения обширных северных земель — вполне себе масштабное.

Интрига и сюжет в единоборстве остячки по имени Матерь детей и командира-главаря (вот так, через черточку) карательного отряда красных — некоего Чухновского. Матерь, конечно, главаря побеждает морально.

Красные в романе – что-то среднее между плохими парнями из комиксов и сказочными злодеями.

Они коварны и безжалостны. Пленных пытают, макая в головой в полынью. Потом забивают дубинками. Забрасывают гранатами с аэропланов безоружных женщин, детей, оленей, собак и волков. Они вольны выбирать: перебить тех, кто оказывает сопротивление, — или перебить всех, а потом заселить эти земли сознательными советскими людьми и научить их пасти оленей. Их совершенно не интересуют ни обычаи, ни верования, ни сказки местных народов.

Вся механика сепаратистских конфликтов на этих страничках обнажена через упрощение.

Все это, в общем, известно было и без Еремея Айпина и его романа. Истины всегда стары — интересными их может сделать только способ очередного открытия. И уж точно безвестность народа и его культуры не освобождает писателя от обязанности профессионально владеть словом, образом, характером, конфликтом.

Всем этим писатель Еремей Айпин владеет слабо.

То, что естественно для народного творчества, с его природным минимализмом и склонностью к эффектам, в современной прозе выглядит довольно жалко.

«Когда Белый уходил в себя, из его «узорчатых» очей выплескивалась тоска». «Она вперила в него свои глаза – из них брызнул черный огонь ненависти…». «Главарь… хищным орлиным взором – быстрым и цепким – окинул весь чум»… И даже: «кровавый разбой оставлять безнаказанным нельзя!»

В фольклоре, что бандитском, что северном, тяга к «красивому» понятна. И слушателям, и народным певцам на серой зоне и в белой тундре без слова, цветистого, как тюбетейка, наверное, трудно выжить. Роман же, написанный вот так на русском, кажется каким-то диким подстрочником местного сказания.

Вместо потрясения и сочувствия героям – одно недоумение при полном равнодушии.

В конце книжки приведены протоколы реальных допросов мятежных остяков. Очень нелишняя деталь. Оказывается, многое из описанного в романе – правда. Но и подлинные документы не делают достоверной литературную реальность, утонувшую в кровавых снегах.

Еремей Айпин. Божья матерь в кровавых снегах. Спб., «Амфора», 2010.

Новости и материалы
Россиянин получил разряд 35 тысяч. вольт и выжил
Лукашенко назвал условие, при котором будет участвовать в выборах президента
Швеция укрепляет критическую инфраструктуру на случай войны
Жительница Челябинска фиктивно прописала в своей квартире мигранта, который оскорбил бойца UFC
Помощник Путина рассказал, как будет приниматься решение о поездке спортсмена на ОИ
В Омске ликвидируют храм, настоятель которого демонстрировал иконы с Бандерой
Жители города Сумы сообщили о взрывах
Девять населенных пунктов отрезаны от большой земли в Тюменской области
Летучая рассказала о самочувствии после травмы ноги
Стало известно о проверке контракта мужа Блиновской с Минобороны
Cтало известно, сколько может получать ассистент с навыками нейросети
Венгрия отказалась следовать решению Европарламента по украинскому зерну
Путин поручил докладывать ему о восстановлении жилья после паводка
Российская дочка европейского банка сообщила о проблемах с зарубежными переводами
В Обнинске мужчины напали на бойца СВО, избили и похитили вместе с его машиной
Белоруссия будет транслировать матчи Евро-2024 в обход УЕФА
Лавров обсудил с европейскими бизнесменами ведение дел в РФ
Одна из группировок ВС России заняла более выгодные рубежи
Все новости