Архитектура на вырост

Обзор программы «Next!» выставки «Арх Москва--2009»

Программа «Next!», где представлены молодые дарования, задает тон на XIV Международной выставке архитектуры и дизайна «Арх Москва--2009», открывшейся в ЦДХ.

Главное новшество нынешней «Арх Москвы» состоит в том, что ветеранов попросили подвинуться. «У нас возникло ощущение повторяемости имен», — осторожно сформулировал на пресс-конференции куратор выставки Барт Голдхоорн. Дело в том что 14 лет назад «Арх Москва» задумывалась, не в последнюю очередь, как площадка для самовыражения молодых, однако те со временем превратились в мэтров.

И вот устроители решились на некоторую «перезагрузку», выдвинув на авансцену начинающих архитекторов.

Прямо на входе в ЦДХ посетителей встречает экспозиция «Новые имена», где участники представляют свои проекты, номинированные на премию «Авангард». Это премьера конкурса, который будет трехступенчатым и, надо полагать, регулярным. Сначала международное жюри из поданных заявок отберет 24 номинанта (ими могут стать архитекторы не старше 33 лет), затем выявят четырех финалистов, каждый из которых получит денежный приз в $5000 и право участия в роттердамской биеннале, где и будет определен победитель. Ему достанутся еще $10000 и возможность устроить персональную выставку в рамках уже московской архитектурной биеннале. При отлаженном механизме такая премия может действительно стать хорошим трамплином.

Нынешних претендентов не упрекнешь в отсутствии фантазии и амбиций. Другой вопрос, насколько первое не помеха второму: все-таки зодчество должно быть искусством прагматичным и технологичным. Во всяком случае, соискатели демонстрируют хорошую профессиональную подготовку, а интересы у них и впрямь не шаблонные. Один проектирует ландшафтную зону «Lost Paradise» для Гонконга, другой предлагает застраивать наши военные городки домами из серии «Патриот», выполненными в цветах российского флага. Встречаются и сельский «дом-коммуна», и деконструктивистский небоскреб, и даже, ни много ни мало, концепция архитектурного освоения всей Западной Сибири. В принципе, здесь хватает любопытных работ, так что членам жюри придется крепко подумать, кого же именно брать в финал.

Ювенильная тенденция привела к тому, что на «Арх Москве--2009» демонстрируют даже дипломные проекты.

На этой выставке, кстати, тоже попадаются неожиданные придумки вроде футуристического «Аэрогоспиталя» для МЧС. А в качестве презентации неформальных методов архитектурного образования предложены проекты трех авторских школ — двух московских и одной самарской. Студенты мастерской Евгения Асса упражняются на актуальную тему реконструкции ЦДХ (один из вариантов предлагает пустить по фасаду гигантскую бегущую строку: «Художника каждый норовит обидеть». Другая столичная студия, «Мастерская-ТАФ» под руководством Александра Ермолаева, излишней социальности, напротив, чурается и предпочитает «вольные упражнения» с пространством и цветом. Самарская студия Сергея Малахова и Евгении Репиной выстраивает свою систему на работе с реди-мейдами типа подобранного на руинах старинного кирпича или найденной на обочине автомобильной рессоры.

Совсем уж без ветеранов «Арх Москва», впрочем, не обходится. Сольное выступление Сергея Скуратова напоминает о том, что он удостоился звания лучшего архитектора прошлого года — вполне заслуженно, если учесть не только отвлеченное проектирование, но и обилие реализованных замыслов.

Поскольку выставка международная, устроители не забыли позвать иностранцев. Например, гости из Италии посредством выставки «Сады из камня» рекламируют мраморы и граниты из шести апеннинских регионов — от Лигурии до Сицилии. А датчане привезли сразу два проекта, один из которых представляет местные архитектурные бюро (для этой цели был воздвигнут оригинальный павильон из двух тысяч фанерных ящиков из-под фруктов), а другой пропагандирует велосипед как наилучшее средство передвижения по мегаполису. Сюжет задорный, только едва ли он проймет московские власти.

Глава компании «Экспо-Парк» Василий Бычков называет нынешнюю «Арх Москву» лучшей за последние годы. И объясняет этот феномен не только инъекцией свежей крови, но и влиянием кризиса. По его данным, объем архитектурных заказов, по сравнению с недавними временами, сократился в 8 раз, что, конечно, прискорбно, зато дало возможность практикующим зодчим вернуться к чистому творчеству и эксперименту. Так или иначе, выставка действительно получилась бодрой и даже вдохновенной — по крайней мере, та ее часть, где фигурируют спецпроекты. А программу «Next!» решено устраивать регулярно, чередуя ее с московской архитектурной биеннале.