У страха глаза-пуговицы

Выходит «Коралина в стране кошмаров»

Дарья Горячева 27.04.2009, 16:43
movies.about.com

Выходит «Коралина в стране кошмаров» — красивейший кукольный мультфильм по сказке Нила Геймана, снятый режиссером «Кошмара перед Рождеством» Генри Селиком.

Коралина Джонс, как и большинство детей ее возраста, не в восторге от собственной жизни. Да и как, простите, назвать ЭТО жизнью? Дом в глуши вдали от друзей, строгая маман с вечно поджатыми губами, папаша, увлеченный работой больше, чем дочерью, запущенный сад и какая-то отрава на ужин. Не добавляют оптимизма и соседи: две жирные тетки, в далеком прошлом актрисы, ныне коллекционирующие дохлых собачек, сумасшедший дрессировщик мышей мистер Бобинский да следящий за Коралиной мальчишка Вайби, имя которого (дословно — «зачем жить») само говорит за себя. Так что энтузиазму девочки нет предела, когда за одной из дверей она обнаруживает не грязный чулан, а ход в иной мир, где все устроено примерно так же, но лучше: например, мама улыбается и вкусно готовит, а папа выращивает цветы.

Настораживает одно — у обитателей параллельной вселенной на месте глаз находятся пуговицы, причем со временем альтер-родственники начинают намекать, что обзавестись галантерейными изделиями взамен очей требуется и Коралине...

Кажется, если и есть на свете человек, способный адекватно экранизировать «Коралину» Нила Геймана, то это только автор «Темной лощины» Тим Бартон — по крайней мере, имена писателя и режиссера одинаково часто употребляются рядом с определением «готический сказочник». Ан нет, ответственен за мультфильм Генри Селик, что, вообще-то, ничуть не хуже. Ведь именно он некогда снял анимационный хоррор-мюзикл «Кошмара перед Рождеством», хотя об участии Селика часто забывают, целиком приписывая мультик продюсировавшему и придумавшему сюжет Бартону.

Визуально «Коралина» похожа и на «Кошмар», и на «Труп невесты» — словом, одна школа:

представитель не то чтобы вымирающего, но такого редкого в широком прокате жанра, как покадровая кукольная анимация.

Причем в ногу со временем «Коралина» сделана в формате 3D. Здесь все пропитано ощущением кропотливой ручной работы, за каждой деталькой, кадром или гримасой персонажа стоит свой Левша. На поверхности — сухие цифры: создание одной-единственной фигурки Коралины потребовало работы 10 человек в течение трех с лишним месяцев, всего для мультфильма было сделано 28 Коралин разной величины; в съемочной группе имелся специальный человек, нанятый для пошива кукольной одежды.

Тем временем по духу «Коралина» напоминает смесь «Алисы в стране чудес» Кэрролла и «Страны приливов» Гиллиама.

Тут и нора в мир, где все наоборот, и говорящий кот. И завораживающие жуткие детские фантазии, и страшноватое понимание, что эти фантазии родились из окружающего неблагополучия. Смешные сценки сменяют кусающиеся цветы и паукообразная нечисть, образы, как в кошмаре, становятся все тревожней. В результате, несмотря на абсолютно современный сюжет и декорации, включающие компьютер и мобильный телефон, «Коралина» гораздо ближе, чем многие выходящие мультфильмы, к настоящей старомодной сказке.

Ведь в ней есть место не только стебу, веселью и умилению смешными зверушками, но и тому, от чего и взрослому временами становится страшно, а ребенку и вовсе захочется спрятаться под одеяло. А без этого сказка не сказка.