Йогурт как метафора

Рецензия на фильм «Замерзшая из Майами»

outnow.ch
Выходит «Замерзшая из Майами» — романтическая провинциальная комедия с Рене Зелльвегер, интересная не столько сентиментальным, сколько экономическим пафосом.

«Ты уже нашла Иисуса?» — «Не думала, что он потерялся». Характернейший пример разговора жителей небольшого городка, затерянного где-то в просторах заснеженной Минессоты, с Люси, модной штучкой из Майами, прибывшей с миссией модернизации йогуртового завода. В отличие от отечественных провинциальных драм, обожающих представлять отдаленные уголки родины чернушным болотом, заселенным агрессивными пропойцами, «Замерзшую из Майами» сносит в другую крайность: у местных обитателей земного рая под названием Нью-Ульм разве что не режутся крылья. На том и строится интрига: они к Люси с душой, а она им в ответ остроты, цифры и деньги вместо подарков к Рождеству.

Кто кого одолеет — сердечность или цинизм, — вы, конечно, догадаетесь сами, вот только под конец забега в лидеры неожиданно выходит третий участник — рыночная экономика.

Впрочем, по порядку.

Словосочетание «датский режиссер» (а «Замерзшую из Майами» снял датчанин Йонас Элмер) если что-то и вызывает в памяти, то Ларса фон Триера и «Догму-95» — кино, снятое дрожащей камерой с минимумом монтажа и максимумом реализма. Элмер, конечно, не «догматик», но точно представитель новой волны датского кинематографа, вдохновленной Триером. Его фильмы с успехом катались по фестивалям: на международном кинофестивале в Маннгейме режиссер получил премию имени Райнера Вернера Фассбиндера и приз ФИПРЕССИ, а предыдущая картина — комедия «Nynne», прозванная «датской Бриджит Джонс», — принесла ему известность и заинтересованность американских продюсеров, решивших, что Элмер вполне годится для Голливуда.

Впрочем, помимо фамилии режиссера о фильмах Элмера здесь мало что напоминает: «Замерзшая из Майами» — стандартная (в плохом смысле) голливудская романтическая комедия, посвященная стандартному (в плохом смысле) набору вопросов. Под демонстрацию пьяных падений с перил (по этому поводу особо отмечено, что Рене Зелльвегер отказалась от услуг дублерши), простреленных филейных частей и классовых конфликтов подводится старая, как сам жанр романтической комедии, идея — любовь доступна не только двадцатилетним, но и отцам-одиночкам, и даже опухшим карьеристкам неопределенного возраста.

Кроме того, в работе и амбициях нужно знать меру, иначе возникает опасность проворонить семейные ценности.

Но, очевидно, кинематограф уже начал обрабатывать животрепещущие материальные вопросы, потому что диалог провинции и мегаполиса в «Замерзшей из Майами» неожиданно скатывается из общечеловеческого в экономическую плоскость. Поначалу рабочий класс в лице сотрудников завода поминает кровососов-империалистов, но, когда дело доходит до локального кризиса, тут-то и обнаруживается, что бороться с издержками рыночной экономики следует с помощью рыночной экономики. И в конечном итоге запутанные отношения стервы-капиталистки и главы рабочего профсоюза обретают неприлично метафорическое звучание, а фильм выруливает в программное заявление по поводу поведения в текущих финансовых условиях. Вывод таков: вместо того чтобы плакаться о сокращениях — пробивайтесь, конкурируйте, креативьте и работайте без выходных. Записывайте: без выходных.