Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Линия партии и линия горизонта

Выставка Константина Истомина

Эти работы можно было бы назвать «штрихами к портрету» легендарного художника, если бы только сам «портрет» не казался едва различимым. Выставка наследия Константина Истомина в галерее «Ковчег» заполняет некоторые пробелы в творческой биографии.

Так исторически сложилось, что Константина Истомина давно причисляют к главным фигурантам нашей художественной сцены 1920–30-х годов. Его имя значится во всех списках – то просто по алфавиту, среди других авторов, то в связи с отдельными сюжетами. Идет ли речь о преподавании во Вхутемасе-Вхутеине, о выставках объединений «Маковец» и «4 искусства», о знаменитых студенческих практиках в Крыму – каждый раз без упоминания Истомина не обходится. Между тем, произведения его не слишком хорошо известны, за исключением знаковой картины «Вузовки», висящей в постоянной экспозиции Третьяковки. Разумеется, есть в музейных собраниях и другие истоминские работы, но их не так уж много и предъявляются они широкой публике нечасто.

Так что популярность художника выглядит почти виртуальной.

Составить личное представление о творчестве Истомина можно сейчас на персональной выставке в «Ковчеге». Эта экспозиция не претендует на максимальную полноту, здесь показана лишь часть наследия, сохраненная Леонидом Казениным, учеником и последователем мастера. Однако подобное «приложение» в отсутствие канонической «хрестоматии» способно сформировать базовые представления. Скажем, на выставке преобладает графика – рисунки и акварели разных лет; живописных произведений немного. Но этот факт вполне сообразуется с обстоятельствами жизни Истомина, не отличавшегося плодовитостью в смысле завершенных картин. Он мог годами делать эскизы к некоему эпохальному полотну (например, к картине «Восстание румынских крестьян»), так и не придя к окончательному результату. Если бы значение художника определялось только количеством успешно реализованных проектов, не видать бы Истомину даже частицы своей славы.

По счастью, существуют и другие критерии.

Столь же показательны и сюжеты этих работ. Большей частью они бесхитростны, связаны с окружающей реальностью или даже бытом. Тут снова можно говорить о важной для Истомина особенности: он сам не раз говорил о своем «резком повороте от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и портретам». Пожалуй, речь тут не шла о «внутренней эмиграции», хотя художнику в свое время крепко доставалось за «буржуазный формализм». Скорее, он почувствовал тягу к большей естественности, к невыдуманным образам и несочиненным конструкциям. Любопытно, что в этом стремлении он был не одинок: в эпоху бурных свершений и переустройства общества находились и другие художники, склонные к «мелкотемью». Сознательно оставить себя на «обочине процесса» ради задач безыдейного искусства – это не то чтобы подвиг, но довольно твердая творческая позиция. Все последние годы своей жизни, вплоть до кончины в самаркандской эвакуации в 1942 году, Истомин выбранной позиции придерживался.

Отсюда изобилие пейзажных мотивов, натюрмортов, непарадных портретов.

Даже в тех случаях, когда художник брался за политически окрашенные сюжеты (например, за иллюстрации к книге Фурманова «Чапаев»), он стремился правду жизни поставить впереди пропагандистских целей. Не сказать, чтобы индустриализация и коллективизация прошли совсем уж мимо его внимания, однако певцом великих преобразований его точно не назовешь. Его гораздо больше интересовали лица людей, простые предметы, вроде бы банальные сценки в незатейливых декорациях. При этом скучными его работы не кажутся – в них всегда есть внутренний нерв и художественная интрига.

Понятное дело, есть серьезная угроза, что в восприятии потомков все эти «мелочи» могут легко затмиться бравурными композициями соцреалистических полотен – с пионерами, вождями, заводами и аэропланами. Только по одним таким агиткам нельзя понять ни время, ни его подлинных культурных героев. Константин Истомин, безусловно, был одним из них.

Новости и материалы
В России стартовали продажи дизельной версии BAIC BJ40
Сценарист «Слова пацана» объяснил популярность сериала среди молодежи
Суд отменил обвинительный приговор продюсеру Вайнштейну
Поражение от «Ахмата» назвали психологическим ударом для ЦСКА перед дерби со «Спартаком»
Россияне потеряли интерес к недвижимости в Дубае
Депутаты предложили запретить штрафовать россиян за парковку чаще раза в сутки
Чибис приехал на съезд РСПП и рассказал о состоянии здоровья
Авиационную мину вынесло на пляж в Приморье во время шторма
Ирина Горбачева сыграет двух мифических птиц в новой российской сказке
Путин пообещал навести порядок в Донбассе
Путин рассказал о работе «народного ВПК»
В московском музее на школьницу упала статуя
Путин назвал причину успеха на поле боя
Вице-премьер России назвал санкции к российскому спорту подарком
Литовская партия использовала для агитации изображение горящего младенца из The Sims
Минэкономики может увеличить траты ФНБ на инвестпроекты
Путин порассуждал о возможном снижении ключевой ставки ЦБ
В Польше раскрыли, сколько потратили на помощь Украине с начала конфликта
Все новости