Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Комикам в войну приходится нелегко»

Интервью с режиссером Йодзи Ямадой

Автор «Сумрачного самурая», режиссер Йодзи Ямада в преддверии выхода нового фильма побеседовал с корреспондентом «Газеты.Ru».

На этой неделе на российские экраны выходит японский фильм «Кабеи» режиссера Йодзи Ямады. Наш зритель знает его по трилогии «Сумрачный самурай» — «Скрытый клинок» — «Любовь и честь». Новая картина мастера повествует об истории одной японской семьи времен Второй мировой. Многие мотивы ленты наверняка покажутся знакомыми и нашей публике, знакомой с тем, как живется рядовым гражданам при тоталитарном режиме. По сюжету ленты, отца семейства — университетского профессора — арестовали по доносу за критическое высказывание в адрес властей. Его жене и детям пришлось столкнуться со многими трудностями, прежде чем они обрели опору в лице бывшего профессорского ученика — в этой роли снялся популярный японский актер Таданобу Асано («Чингисхан»). В фильме «Кабеи» немало национальной экзотики, от красивых пейзажей и до любопытных подробностей японского быта. Перед премьерой фильма в России режиссер Йодзи Ямада ответил на вопросы нашего корреспондента.

— Ямада-сан, в фильме рассказана чужая семейная история, однако эпоха — начало сороковых годов — показана с такой точностью, словно это и ваши воспоминания тоже.

— В те времена я был мальчишкой, и собственные воспоминания о тех годах у меня, конечно же, есть. Думаю, что могу их разделить со всеми другими японцами, пережившими войну, с людьми своего поколения. Но я оставался верен книге-первоисточнику, написанной Теруйо Ногами.

— Тщательно воссозданы не только бытовые детали, но и черты общественной жизни — нетерпимость к инакомыслию, борьба с роскошью. Некоторые вещи даже кажутся узнаваемыми по советской истории.

— Да, это не только мои воспоминания, и не только материал книги. Сохранилось много документов, свидетельств той эпохи. Это все факты: тогда и вправду могли арестовать за неосторожные политические высказывания и боролись с новомодными веяниями. Как в фильме, вы видели, соседи порицают молодую женщину, которая расхаживает по улице в современных европейских нарядах, а не в кимоно.

— Почему вы взялись за эту экранизацию?

— Знаете, вообще-то существует два вида фильмов: тот, который вы хотите снять, и тот, который должны. В данном случае возникла странная комбинация этих двух сторон: я и желал, и чувствовал себя обязанным это сделать.

Мне захотелось запечатлеть, как и чем люди жили тогда, каким тяжелым и горьким был порой для них опыт тех лет. Ведь мое поколение — последнее, кто сохранил военные года в памяти. Люди помоложе ничего этого уже не знают... Я помню, когда в декабре 41-го Япония бомбила Перл Харбор, мы, маленькие мальчишки, радовались, «ура» кричали, дескать, идем воевать с Америкой, победим и в Китай пойдем, и куда угодно... Теперь-то стыдно вспоминать об этом, но что было, то было: нам и в школе тогда велели этим гордиться. Кстати, это меня больше всего и удручает — чему только детишек учили... Так что надо было сказать об этом, чтоб подобное не повторилось.

— О Хиросиме в фильме упоминается по тем же причинам?

— Да, в книге про Хиросиму не было, но я посчитал необходимым вставить это в фильм как еще одно свидетельство безумия нашего мира. Я с отцом в сорок пятом оказался в Манчжурии, и мы лишь прочли в газетах небольшую заметочку о каком-то «новом типе бомб». Помню, как все пытался понять, что это значит, что это за новая бомба такая. Когда американские силы вскоре оккупировали Японию, они скрывали информацию о произошедшем. И большинство японцев даже не представляло толком, что в действительности в Хиросиме случилось, сколько человек погибло. Лишь спустя, наверное, 10 лет мы узнали правду.

— Как вы подбирали актеров? В частности, непривычно видеть Таданобу Асано после роли Чингисхана таким тихим робким интеллигентом в очочках...

— Половина работы режиссера в том и состоит, чтоб выбрать правильных актеров. Для меня Асано — воплощение джентльменства, обходительности, и мне-то как раз очень странно видеть его в роли Чингисхана! По-моему, он такой тихий, мягкий.

— А что насчет смешных реприз, милых неловкостей — когда персонаж стукается лбом о притолоку, или диалог идет не совсем гладко — вы предусматриваете такие забавные «живые» моменты в сценарии или импровизируете по ходу съемок?

— Бывает и так, и так. Согласитесь, такие моменты очень уместны в «Кабеи», где двое персонажей очень нравятся друг другу и боятся признаться в своих чувствах.

— Персонаж эксцентричного дядюшки в фильме весьма напоминает героя вашего популярного комического киносериала — Тору.

— Да-да! Именно о нем я и думал (улыбается). Что ж, как-никак, Тора-сан сопровождал мое творчество четверть века... Но если серьезно, думаю, таким комичным натурам приходится особенно нелегко в суровые времена. Уж конечно, солдаты из клоунов никакие. Но в то же время им не откажешь в своего рода храбрости. В войну людям, как правило, не до шуток, и мало кто отважится в подобных условиях оставаться жизнерадостным, дурачиться...

— Вам всегда удается создать на экране по-настоящему семейную атмосферу, и актеры-дети у вас замечательно играют... Но, может, это лишь видимая легкость?

— Многое зависит от самих актеров, их взаимопонимания. Но я стараюсь проводить побольше репетиций, чтобы персонажи пообщались, «обжились» в своем экранном доме. А на съемках одни сцены получаются с первого раза, для других же требуется и 10, и 20 дублей. Что же касается детей, то с ними главное — не перезаниматься. Если учить их слишком точно, что и когда сказать и сделать, непосредственность исчезнет. Они превратятся в кукол. А моя задача — подготовить юных актеров к спонтанному выражению тех эмоций, которых от них ждут по роли. И еще одна хитрость — ни в коем случае не критиковать детей и не ругать, если что-то не вышло. Надо сказать: о, это было здорово. Сделай еще раз!

— Ваши последние несколько фильмов все были историческими: трилогия о самураях, теперь вот Вторая мировая. Вернетесь ли вы к современности?

— У меня сейчас в планах два сценария: один — про послевоенное время, о том, как люди возвращались к мирной жизни, находили своих любимых, а кто-то кого-то и не дождался... А другая история будет вполне современной.

— Истории про счастливые семьи вам так удаются потому, что у вас самого сохранились теплые воспоминания о семье?

— Да я бы не сказал. Мои родители развелись, когда я был школьником, и дружные семьи, что я показываю в своих фильмах, это, скорее, мечта.

— Переломное время — пожалуй, тоже сквозная для вас тема, будь то закат эпохи самураев или Вторая мировая. Традиции отходят в прошлое, люди вынуждены меняться, иногда против воли, приспосабливаясь к новому.

— Да, что-то общее в обеих эпохах есть, хоть их и разделяло почти сто лет. Прежние порядки подразумевали подчинение: главе клана — у самураев, командованию — при военном режиме. Но постепенно люди приходили к пониманию демократии, к тому, что они, возможно, сами могут влиять на события, поступать не по приказу, а по собственному разумению. Вот, кстати, мы и сформулировали тему фильма! (Смеется).

Новости и материалы
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Минкульт определил, каких фильмов не хватает россиянам
Ольга Орлова нашла кормящую кошку для подброшенных котят
Неадекватный россиянин крушил прилавки, угрожал покупателям ножом и сжег магазин
В Подмосковье женщина держала в рабстве граждан Белоруссии
Игрока «Рубина» могут наказать за шутку о деньгах в российском футболе
Google разрабатывает дешевые смарт-часы
Все новости