Пенсионный советник

За мир и расколбас!

Концерт Карлоса Сантаны в Питере

Наталья Гладышева (Санкт-Петербург) 21.07.2008, 10:52
santana.com

Карлос Сантана отметил день рождения концертом в Петербурге. На собственное 61-летие мексиканец подарил публике медиаторы от своей гитары, задушевный тост за мир и два с половиной часа профессионального отжига.

Носитель многочисленных премий «Грэмми», исполнитель «Black Magic Woman», «Smooth» и «Maria Maria», Карлос Сантана прибыл в Питер накануне концерта, дата которого совпала с днем рождения гитариста. Перед выступлением над Ледовым дворцом разразился жуткий ливень, так что на входе в здание стояла очередь из сплошных зонтиков — людей было не видать. Поначалу казалось, что организаторы концерта зря выбрали Ледовый с его более чем 12 тысячами только сидячих мест: именитым музыкантам уже доводилось выступать здесь при полупустом зале. Но нет, зрители, среди которых оказалось немало иностранцев, просто запаздывали, так что музыкантам пришлось начать с почти получасовым опозданием.

Концерт стартовал гуманистическим клипом под лозунгом «Человечество! Как далеко мы можем зайти?» со сценами избиения несчастных негритят, картинками с человеческим эмбрионом внутри земного шарика и летящими белыми голубями.

Содержание мини-фильма должно, вероятно, было утвердить всех в мысли: выступление гитариста-виртуоза, увлеченного сейчас благотворительностью, есть выступление «за мир во всем мире».

Демонстрация клипа сыграла роль отвлекающего маневра. Пока все пялились в телевизор, на подиум вышли главные герои вечера. Как только на музыкантов упал первый свет, они без какого-либо намека на разогрев вдарили так, что моментом «порвали» зрителей на танцполе. Взрослые люди визжали и ерзали не только на танцполе, но и на сидячих местах. Ко второй композиции пританцовывал уже и персонал вокруг сцены.

Главными заводилами выступили вокалисты Энди Варгас и Тони Линдсей. Сам производитель продукта синтеза рок-н-ролла, блюза и латиноамериканской этники был как бы на втором плане. Но очень быстро стало понятно, кто здесь главный: как только арена погрузилась во тьму, луч прожектора выхватил Сантану с его висящими патлами, шляпой с полями, темными очками, жвачкой во рту и ...дцатью разноцветными гитарами, что по очереди оказывались у него в руках. В какой-то момент показалось, что он играет на своем инструменте как на пианино — когда он схватил гитару за гриф сверху, барабаня пальцами обеих рук по струнам, будто по клавишам.

Трудно определить, что это было с точки зрения стилистики.

Основные параметры работы Карлоса Сантаны давно определены и запротоколированы, но живое выступление — это всегда что-то отдельное. Группа, которая то маршировала в ногу приставными шагами из стороны в сторону, то звенела всеми попавшими в руки музыкальными инструментами, напоминала помесь негритянского баптистского хора с цыганским табором. А потом вдруг звучало явное регги, но в ритме латино. Только спустя несколько музыкальных фраз можно было понять, что это достославная «Get up! Stend up!» в качестве поминок по Бобу Марли.

Держать ритм Сантане помогли ударные. Их было много: три разнокалиберные барабанные установки плюс маракасы с бубнами и остальные всевозможные трещаще-стучащие причиндалы в руках вокалистов. За большую работу именно ударникам было позволено соло. Они сделали это по очереди, все трое, так, будто между ними шла дуэль — кто сорвет больше аплодисментов.

Сам Карлос Сантана морщился, выглядел равнодушным и сосредоточенным исключительно на своей гитаре.

Но, видимо, именно в том и состоит профессионализм, чтобы отреагировать на эмоции публики в нужное время. Сантана цеплял взглядом наиболее очаровательных фанов из первых рядов и звал личного охранника. Затем гитарист протягивал вышибале что-то крайне маленькое, и тыкал пальцем в нужного человека. Охранник передавал фанату медиатор виртуоза, Сантана шел за следующим. Один раз гитарист и вовсе разрушил отрепетированные действия своих коллег. Увидев русоволосую девочку лет 10 на плечах своего папы, он стал бегать и теребить за плечо оператора, что ходил под сценой, чтобы тот взял крупный план ребенка и вывел его на экран. Потом требовал у одного из юношей: «Поцелуй подружку сейчас!»

Под финал мероприятия на сцену вынесли букет и торт со свечками, а Тони Линдсей пропел «Happy birthday to Carlos Santana!» вместе с залом.

Вывалив практически все хиты, Сантана закончил тем же, с чего начал: пожелал собравшимся, которые, по его словам, принесли ему ощущение гармонии, мира в сердцах и семьях. И ушел решительным шагом, пока его коллеги продолжали доигрывать прощальную мелодию. Тот, кто начинал в хипповые 60-е, в очередной раз продемонстрировал, как именно это делают ветераны, способные отколбасить в бешеном ритме два с половиной часа. А также то, что профессионал всегда остается профессионалом и требовать с него отвесить в граммах больше, чем заказывали, бесполезно. Звать Сантану на бис даже не пытались.