Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Моль и черный брильянт

Завершился послений день ММКФ

Дарья Горячева 28.06.2008, 12:43
cinema.ch

Хроника ММКФ: завершился последний день фестиваля, давший возможность убедиться в несовершенстве буржуазных ценностей и посмотреть болгарский нуар.

Если бы итальянско-швейцарский фильм «Дни и облака» появился в советские времена, официальная пропаганда должна была бы обязательно взять его в оборот. В качестве агитки подойдет он и для любой антибуржуазной партии. Потому что это кладезь полезных уроков, и если вдруг идеологически незрелый индивид будет мечтательно интересоваться, хорошо ли живут люди в капиталистических странах, можно выдать ему соответствующий моментальный киноответ. Живут плохо, деньги у них правят миром, а мамона подменила духовность.

Немолодая итальянская пара лет пятидесяти, Микеле и Эльза, существуют как все нормальные буржуи: то есть имеют большую квартиру, яхту, домработницу, отпуск в Камбодже и достаточно финансов, чтобы помочь дочери открыть ресторан. Микеле занимается бизнесом, Эльза денег не зарабатывает, и только исключительно для души, а вовсе не для кармана, увлекается на досуге реставрацией. И все бы ничего, только на фирме вдруг происходит передел влияния, после чего Микеле остается не у дел. Поначалу он свято верит в то, что такое положение затянется ненадолго, поэтому никому ничего не говорит, втихаря ходит на собеседования, а семья продолжает жить на привычно-широкую ногу. Однако через полгода Микеле все еще без работы и уже морально готов признать, что очередь жаждущих работодателей не стоит поклонниками под окнами и не поет ему серенады, поэтому докладывает обо всем супруге. К тому моменту семейные деньги практически кончились (на счету остались, как мы узнаем, жалкие 20 тысяч евро), а у героев кредит и дедушка в платном доме для престарелых.

И вдруг обнаруживается, что, как только семейный достаток катастрофически упал, супругам пришлось сменить шикарную квартиру на каморку в трущобах и забыть об ужинах в ресторане, отношения в ранее, казалось бы, благополучной ячейке общества стремительными темпами стали двигаться к разладу. Драма отсутствия домработницы и яхты достигает масштаба трагедии, Микеле лежит дома, смотрит телевизор и ждет, пока на него свалится грандиозное предложение работы, в то время как Эльза бросила занятия реставрацией и нанялась телефонисткой в универмаг, а по вечерам работает секретаршей. «Я вкалываю с утра до ночи, а ты…», — кричит обиженная жена, и не менее обиженный муж хлопает в ответ дверью. Как это ни прискорбно, напрашивается вывод: бытие определяет сознание.

В фильме «Дзифт» Явора Гырдева отсутствует подтверждение марксисткой теории, зато это чрезвычайно красивый болгарский нуар. Точнее, пародийный нуар, демонстрирующий ироничный оскал постмодернизма, нуар, как если бы его снимал Тарантино — с дурными хохмами и абсурдистскими диалогами. Здесь есть брутальный герой – вор по прозвищу Моль, отсидевший за убийство, которого не совершал. Бесподобная роковая болгарка, большая злодейка и по совместительству большая любовь Моли. И усатый негодяй Слизень, который считает, что Моль где-то припрятал здоровенный черный бриллиант. Они будут друг за другом гоняться в декорациях черно-белой тоталитарной Болгарии 60-х, плакать от любви и гореть от злости, утрируя эмоции, а красавица, как водится, подрабатывает певицей в клубе и исполнит джазовую песню про во всем виноватую луну. При этом то тут, то там, посреди страстей, внезапно возникают идиотского вида отморозки – посетители бара или поликлиники, уголовники или гробовщики — с крайне серьезным и печальным видом рассказывающие дико бородатые анекдоты. И даже в трагический финальный момент герой услышит не что-нибудь, а философский спич про дерьмо.