Пенсионный советник

Галлюциногенный Спиди

В прокат выходит «Спиди-гонщик»

Дарья Горячева 27.05.2008, 15:57

В прокат выходит «Спиди-гонщик» братьев Вачовски — киноадаптация анимэ, опережающая потребности и возможности зрителей.

То ли в урбанистическом будущем, то ли в альтернативном настоящем, где действительность окрашена кислотными цветами, а гонки, кажется, превратились в общенациональный вид спорта, живет дружная розовощекая семья рейсеров по фамилии Рейсер. Мама-Рейсер Момс (Сьюзен Сарандон) мудра, как Будда, а ее блинчики способны уладить даже весьма конфузную ситуацию. Папа-Рейсер Попс (Джон Гудмен) — гений механики и адепт мелкого предпринимательства: построил лучшую в мире гоночную машину «Мак-5» и бросил работу в крупной корпорации, чтобы открыть свой маленький частный бизнес. А Спиди (Эмили Хирш) – просто гонщик. У него есть подруга Трикси (Кристина Риччи), с которой он познакомился еще в школе, младший брат и шимпанзе. Когда-то у него был еще и старший брат, тоже, естественно, гонщик (водить гоночную машину в мире Спиди могут, кажется, все — как-то раз в гонках приходится участвовать и Трикси, но, без сомнения, с этим справились бы и мама с папой, и младший брат с шимпанзе), но он разбился.

До того как погибнуть, брат Спиди опорочил свои честь и достоинство участием в ралли Касса Кристо, известном жульничеством и грубой игрой.

Впрочем, вскоре доброжелатели разъясняют Спиди, что честный спорт – это вообще-то оксюморон, а результаты заездов куплены и спланированы производителями гоночных автомобилей. Подобный ход вещей Спиди признает крайне неспортивным и при участии семьи и загадочного помощника Гонщика-Х (Мэтью Фокс), почти как футуристический Тайлер Дэрден, дает капиталистам отлуп.

Анимэ-сериал «Спиди-гонщик» был снят в 1967 году и почти сразу же вышел в Штатах, правда, претерпев некоторые изменения — героям дали другие имена и вырезали излишне жесткие сцены.

В 1992 Warner Brothers объявила о том, что собирается экранизировать мультфильм, положив начало бесконечной истории — в проекте сменилось такое количество разнообразных имен, что их хватило бы, наверное, на десять фильмов.

Каким бы получился «Спиди-гонщик», если бы его снимал Джулиан Темпл, а роли Гонщика-Х и Спиди сыграли Генри Роллинз и Джонни Депп? А если б режиссером стал Гас Ван Сент или Альфонсо Куарон? Что вышло бы, если б за дело взялся Винс Вон, который одно время выражал желание стать продюсером и Гонщиком-Х?

Этого мы не узнаем, потому что все они друг за другом покидали проект, пока в 2006 году к фильму не приступили братья Вачовски. Как часто бывает с создателями культового произведения, «Матрица» стала их личным проклятием. Красивая адаптация киберпанка и идей, задолго до Вачовски придуманных в научной фантастике, благодаря замедленному полету пуль и популярной философии, стала даже не бомбой — большим взрывом. Сняв «Матрицу», Вачовски создали новый жанр, новые визуальные стандарты, новый тип экшена, и теперь от них в обязательном порядке ждут чего-то в таком же духе.

Но «Спиди-гонщик» получился совсем иным, а потому провалился в прокате и захлебнулся в негодующей критике.

«Спиди-гонщик» — капитальный триумф формы над содержанием. Утрированные цвета, фантастические пейзажи, которые проносятся с дикой скоростью, мелькая калейдоскопом и переворачиваясь в различных ракурсах, технология, при помощи которой и задний, и передний план, как в мультфильме, остаются в фокусе — если Родригес в «Городе Греха» старался перенести на экран стилистику комиксов Фрэнка Миллера, то Вачовски сделали то же самое с анимэ. Они (впервые на Западе, в Японии-то это делают давно) экранизировали его, сохранив форму, законы построения, визуальные решения, так что получилось нечто среднее между мультфильмом и фильмом, новый тип киноискусства.

Фильм анонсировался как семейный – и в некотором смысле так оно и есть.

Ведь в основе сюжета, на самом деле, вовсе не теория спортивного заговора или капиталистические войны, а семейные ценности и родительская любовь. Однако вряд ли найдется ребенок (да и не всякому взрослому это под силу), способный высидеть «Спиди-гонщика» от начала до конца. Один из признаков гения – опережать эпоху. Вачовски сделали фильм, к которому мы оказались не готовы – мы не привыкли к такому кино, к такому стилю – слишком яркому, слишком быстрому, слишком схематичному. Когда-нибудь «Спиди-гонщик» обязательно станет культовым, но сейчас – это сумасшедше-прекрасный галлюциногенный трип для горстки киноманов и фанатов анимэ.