Покойник все пишет

Выходит «P.S. Я люблю тебя»

Дарья Горячева 14.02.2008, 10:04
outnow.ch

В выходящем «P.S. Я люблю тебя» с Хиллари Суонк подробно рассказывается о том, как побороть депрессию после смерти мужа: нужно сходить в магазин, покататься на лодке и бросить работу…

Супруги Джерри (Джерард Баттлер) и Холли (Хиллари Суонк) начинают скандалить уже на лестничной клетке, а войдя в квартиру, закатывают драму, достойную театральных подмостков. Характер скандала четко укладывается в рамки характерных представлений о взаимоотношениях полов. Джерри говорит про одно, Холли – про другое и делает далеко идущие выводы из каждого неаккуратного слова мужа. Измученный и ничего не понимающий Джерри вопрошает: «Чего же ты хочешь?» А Холли кричит в ответ, что Джерри, вероятно, собирается ее бросить. После экспрессивного хлопанья дверью происходит вполне ожидаемое бурное примирение. Джерри, одетый в носки и семейные трусы, показывает стриптиз, а Холли, предварительно ударившись о кровать, падает к нему в объятья. Внимание, вопрос. Что демонстрирует данная мизансцена?

Правильный ответ: большую любовь. Этот эпизод нужен лишь затем, чтобы показать гармоничное супружество и счастливую жизнь, которая очень скоро будет необратимо разрушена.

Джерри умирает от рака мозга где-то за кадром во время вступительных титров: следующая после семейных разборок сцена – его похороны. Холли зависает в депрессии, не моется, не ходит на работу, в ее квартире полный бардак. Родственники и подруги (Лиза Кудроу, Джина Гершон) пытаются ее утешить, осыпая ужасающими банальностями, но все впустую. И вдруг от умершего мужа, который, оказывается, старательно подготовился к собственной кончине, начинают приходить письма с указаниями, как Холли нужно жить дальше. Каждое из них заканчивается чем? Правильно, фразой «Р.S. Я люблю тебя».

Смерть супруга – тема, кинематографом уже давно и с успехом окученная и порою даже чреватая мистикой: в фильме «Приведение» Деми Мур пришлось после кончины второй половины не только переживать потерю, но и помогать призраку мужа уладить нерешенные земные проблемы. В «Р.S. Я люблю тебя» непостижимого ничего не происходит, зато интересно другое: существует таинственно похожая корейская картина «Письмо» 1997 года, в которой героиня тоже получает письма от умершего мужа. Впрочем, кто слышал об этом фильме? Вот и Сесилия Ахерн, по книге которой снят «Р.S. Я люблю тебя», вряд ли знает об аналогичном корейском сюжете.

Проза дочки ирландского премьер-министра Сесилии Ахерн относится к тому же типу литературы, что и книги француженки Анны Гавальда: трогательные истории, простые и понятные, но не лишенные некоторой женской тонкости.

Хорошая дамская литература — такую книгу будет листать в перерывах между уборкой и стиркой домохозяйка, ее же не зазорно прочитать и эрудированной интеллектуалке, отдыхая от Пруста или «Упанишад». И опыт показывает, что из подобных дамских романов без труда получаются неплохие фильмы (по крайней мере, не хуже литературной основы), ведь подобную прозу можно экранизировать буквально, четко следуя тексту, без опасений утратить скрытые пласты, вторые и третьи смыслы, глубину мысли и изящество изложения.

Поэтому фильм «Р.S. Я люблю тебя» хорош в той же мере, что и книга, по которой он снят.

Это трагикомическая мелодрама, очаровательная, но набитая штампами и наивными глупостями. Советы почившего мужа сводятся к тому, чтобы накупить шмоток, сходить в караоке-бар и съездить на его родину в Ирландию; ирландцы же в фильме все на одно лицо — небритые красавцы-музыканты с жарким взором. И этот пир духа сопровождается упрямой неистребимой верой в счастливое будущее – то, что у Холли все сложится, с самого начала не вызывает сомнений.

«Р.S. Я люблю тебя», несмотря на драматический сюжет, вовсе не драма, а изумительная своей бесхитростностью история, в которой смерть близкого человека, депрессия и страдания становятся поводом для того, чтобы героиня попала в ряд комических и мелодраматических ситуаций. Наслаждаться столь светлой картиной мира легко и приятно, соприкоснуться с подобной девичьей беззаботностью мечтает каждый, причем с возрастом все больше и больше. Чем, видимо, и объясняется бешеный успех едва разменявшей третий десяток Сесилии Ахерн.