Фамилия Мацкявичюс в наши дни по большей части ассоциируется с телевизионными новостями и именем Эрнест. Впрочем, словосочетание «постановка Мацкявичюса» тоже рождает в мозгу какие-то туманные ассоциации, которые, впрочем, не приводят ни к чему конкретному. Между тем именно имя Гедрюса Мацкявичюса — отца известного ведущего — внесено в театральные энциклопедии, как создателя уникального пластического театра, в котором актеры не произносят ни слова.
С самого детства Мацкявичюс хотел быть артистом. Это, конечно, вызывало всеобщее непонимание: нормальный советский мужчина должен получить хорошую, серьезную профессию — стать физиком, военным, космонавтом, наконец. На первых порах юношу даже удалось убедить в ошибочности его устремлений — он исправно закончил химфак Вильнюсского университета. Но уже там он попал в студенческий клуб и начал танцевать в хореографическом коллективе. С этого момента дальнейшая судьба Гедрюса была решена.
Вместо того чтобы идти работать по специальности, он пошел в Вильнюсский молодежный театр, а в 1967 году стал «лучшим мимом Прибалтики» по итогам театрального фестиваля.
А дальше Москва, ГИТИС… и создание «Ансамбля пантомимы» в театральном кружке при Институте Курчатова. Это произошло в 1973 году, а уже к середине семидесятых «Ансамбль пластической драмы» под руководством Мацкявичюса успешно гастролировал по всему миру. Разница в названии коллектива была для режиссера принципиальна. Начав как мим, он устал от клоунских ужимок пантомимы и поставил перед своими актерами и, прежде всего, перед собой куда более серьезную цель. Она состояла в том, чтобы, отказавшись от слова как выразительного средства и двигателя драматургии решать художественные задачи, выражать чувства и мысли автора языком тела. Это решение ни в коем случае не носило исключительно формальный характер — оно было продиктовано убеждением Мацкявичюса, что именно молчание, вернее, безмолвие сопровождает человека в ключевые моменты его жизни.
Популярность пришла к новообразованному коллективу уже с первой постановки — спектакля «Преодоление», посвященного Микеланджело. На сцене воплотились не только произведения великого скульптора, актеры сыграли всю его противоречивую натуру и творческие искания. Учитывая, что исполнители не произносили ни слова, это было сильнейшим потрясением для театралов по всему миру.
Все последующие годы постановки Мацкявичюса пользовались неизменной популярностью, а сам он не уставал бросать вызов традиционному театру, разыскивая новые формы и материал для постановок.
В создании спектаклей режиссер прибегал к элементам акробатики, народного танца, заставлял актеров штудировать литературу, посвященную эпохам, о которых рассказывалось в постановках. К примеру, работая над «Красным конем», в основу которого легли картины Дега и Петрова-Водкина, актеры труппы не только учились рисовать и изучали литературу о живописи начала XX века, но по мотивам картин писали отрывки сценария, в которых были заняты. Кроме этого нашумевшего спектакля Мацкявичюс в разные годы ставил «И дольше века длится день» по Айтматову, «Вьюгу» по «Двенадцати» Блока, «Желтый звук» совместно с Альфредом Шнитке по сценарию Канлинского.
В последние годы Мацкявичюс работал над спектаклем, посвященным Марине Цветаевой, но ему помешала болезнь — в последние месяцы режиссер был прикован к постели прогрессирующим рассеянным склерозом. Несколько месяцев назад, когда он оказался в больнице, в блогах и новостные агентствах появились сообщения о сборе средств на лечение, но спасти режиссера не удалось.
Гражданская панихида и прощание с режиссером, создателем уникального Театра пластической драмы Гедрюсом Мацкявичюсом, пройдет 16 января в 10.30 в Центральном доме актера на Арбате. Он будет похоронен на Хованском кладбище.