Девочка должна полюбить труд

Рождественский концерт «Виртуозов Москвы»

Семен Кваша 23.12.2006, 14:15
Фото: CI

В Москве на рождественском концерте «Виртуозов Москвы» выступит японская пианистка Аими Кобаяши. Ей 11 лет.

Спиваков, подобно многим другим популярным исполнителем, будет работать и в сочельник, и на Новый год. Такова традиция в мире классической музыки - вместо последней пробежки по магазинам и мучительных танцев вокруг салата, чистая публика приобщается к прекрасному и пьет в буфете шампанское за уходящий год - ну или за грядущее католическое рождество.

Рождество в этом году будет с Моцартом - в уходящем году гению исполнилось бы 250.

Для Спивакова это повод сделать несколько занятных заявлений. Первая - симфония №40. Это, наверное, самая известная музыка на свете. В мобильных телефонах она оказывается не реже, чем какой-нибудь Bomfunk MC. Дирижеры такой музыки часто избегают, потому что как ее сыграть? Что еще с ней можно сделать? Как ее совсем не запилить? Спиваков это делает, когда захочет, и хочет он этого сравнительно часто, потому что музыка очень хорошая, и это само по себе некое заявление. Он сыграет ее со своим «маленьким» оркестром, с «Виртуозами Москвы».

Кроме того, Хибла Герзмава и Сергей Лейферкус споют арии и дуэт из Дон-Жуана. Это будет их первое совместное выступление: сопрано, народная артистка республики Абхазия, первая с тех пор, как эта страна попыталась отделиться от Грузии, поэтому у Герзмавы нет даже значка, его еще просто не нарисовали, красавица и солистка театра Станиславского, несмотря на признание на Западе и гастроли по всему миру и шестидесятилетний баритон, солист еще Кировского театра, а так же и Королевской оперы в Ковент Гарден.

На пресс-конференции Святослав Бэлза, который ее вел, мило пошутил: «Герзмава пополнит донжуанский список Лейферкуса», а та, не моргнув глазом, улыбнулась и сказала: «надеюсь, ему понравится».

На все это, впрочем, внимания почти не обращали. Главным гостем пресс-конференции и гвоздем предстоящей программы была Аими Кобаяши.

Обладательнице девятой по распространенности фамилии в Японии только что исполнилось 11 лет. Живет она в маленькой деревеньке, папа у нее бизнесмен, мама работает в страховой компании, никто представления не имеет о том, как пользоваться пианино.

Тем не менее с трех лет Аими занимается музыкой, и выиграла к настоящему времени все японские детские и юношеские конкурсы - там есть разные возрастные категории, 12, 16 лет, и Аими выиграла их все. Кроме того она выиграла китайский конкурс имени Шопена, выступила в зале Исаака Стерна в Карнеги-Холле, у нее довольно напряженный гастрольный график - короче говоря, вполне типичная история вундеркинда.

Аими очень симпатичная. Она худенькая, маленькая для своих лет, в белой блузке и клетчатой школьной юбке, стесняется и проказничает одновременно. Она ненавидит заниматься, и сидит за инструментом хорошо если полчаса в день. Это, впрочем, сказала ее учительница, а эти склонны преувеличивать. Тем не менее госпожа Йуко Ниномия, , известный японский педагог, каждый день звонит Аими и спрашивает ее, села ли она уже заниматься. Два раза в неделю Аими одна летает на самолете в Токио и проводит у своей учительницы все выходные, и уж там занимается с девяти до восьми.

Зато концерты Аими очень любит

Она выходит на сцену, долго регулирует табуретку, протирает клавиши платком, дожидается, пока в зале наступит мертвая тишина - а потом концентрируется, и ее уже не остановить. Она в это целиком погружается.

Больше всего она любит Бетховена и Рахманинова. Бетховенские сонаты она играет, а Рахманинова конечно нет - пальцы еще не выросли, чтобы играть Рахманинова, нужно уметь спокойно растягивать руку на 22 сантиметра между большим пальцем и мизинцем.

Зато играет Шопена и Моцарта. В Москве она сыграет 26 фортепианный концерт. Люди, которые слышали это, заходятся в истерике от восторга. Евгений Кисин, бывший вундеркинд, удачливый, у которого получилось стать из чудесного ребенка настоящим музыкантом, слышал ее в Париже и был в восторге: «Будем надеяться, что талант ее будет развиваться как должно, что она станет крупным музыкантом».

Собственно, это самая большая проблема. Вундеркинды имеют свойство исчезать к совершеннолетию. Аими, девочка, которая любит готовить блюда японской кухни, играть с друзьями, ходит в школу, делает уроки и пользуется поддержкой всех учителей и одноклассников, когда пропускает занятия и уезжает на гастроли, должна вырасти, как музыкант.

Госпожа Ниномия, ее учительница, думает об этом все время. Здесь есть две задачи - Аими должна победить лень и полюбить труд, и она должна вырасти как личность, как музыкант в широком смысле этого слова.

А нам остается лишь восхититься Божьим чудом: маленькой девочкой, которая выступает с взрослыми дядями и тетями, прожженными опытными музыкантами, и провоцирует их запираться потом в одиноком кабинете и слушать ее музыку тайком.